О специализации в бизнесе

Я скептично отношусь к планам Сбербанка выйти на рынок кредитных карт. Будет сложно научить слона танцевать быстро.

Они готовят эту программу, наверное, уже лет 10, хотя оптимальный вариант – покупка банка, который специализируется на кредитных картах. У такого игрока есть портфель, команда, технологии. Останется только состыковать их с огромной сетью Сбербанка и растить бизнес.

Так делал, например, Bank Of America, который приобрел MBNA за $42 млрд и мигом стал банком № 2 в Штатах по кредитным картам. Так делал и JP Morgan Chase, купивший First Usa и Bank One. Теперь он игрок № 1.

Чудес не бывает: надо покупать специализированного игрока. Когда ты сфокусирован на одном бизнесе, доля рынка растет быстрее. Команда заточена под эти процессы. В больших коммерческих банках это невозможно: они стабильные, «толстые». Но могут помочь специализированным игрокам с ресурсами. Как правило, все эти монолайнеры (банки, продвигающие один основной продукт – «Ф.») испытывают проблемы с фондированием на любом уровне. Просто кому-то нужно $100 млн, как нам, а «Русскому стандарту», у которого портфель на порядок больше, требуется $1 млрд. Это одинаковые проблемы, но разные по масштабу.

Соответственно, у госбанков есть прекрасная возможность покупать монолайнеры, встраивать в свою систему, адаптировать. И таким образом добиться серьезного сокращения издержек по сравнению с самостоятельным запуском бизнеса. Кредитные карты – очень технологичный продукт: нужны лучшие люди, а их на рынке мало.

Журнал «Финанс.» №14 (249) 07 апреля — 13 апреля 2008 — Особое мнение