Российские бизнес-школы. Информация к размышлению

Оптимистичный взгляд. Отечественное бизнес-образование перестало быть забитым бедным родственником без определенных целей и перспектив при иностранном «большом брате». Если раньше в такие школы чаще шли те, кто не мог себе позволить уехать на Запад (препятствия-отрыв от работы, незнание языка, дороговизна обучения), но остро нуждался в элементарном структурировании накопленной информации, то сейчас ситуация изменилась.

Российские бизнес-школы выросли и возмужали. Они предлагают полноценные долгосрочные программы как для начинающих бизнесменов, мечтающих пробиться в управленческую элиту, так и для опытных топ-менеджеров, желающих взглянуть на свои знания и умения со стороны и понять, куда двигаться дальше. Список предлагаемых почти каждой школой краткосрочных семинаров и тренингов обширен и любопытен, курсы профпереподготовки и повышения квалификации разнообразны и привлекательны. На рынке сосуществуют старожилы со сложившейся репутацией и молодые учебные заведения с большими амбициями. У них общие достоинства-ориентация на российский бизнес, крепкая научная база, полученная от сотрудничества с материнским вузом или с иностранным партнером, и желание идти вперед.

Но перед потенциальным слушателем российских MBA-программ сегодня встала очевидная и непростая проблема: как выбрать нужную из существующих школ? Их много, на вскидку они предлагают очень схожий продукт, их сайты заверяют будущих студентов: «Мы лучшие, мы лидеры. Мы дадим вам то-то и то-то. У нас учились те-то и те-то».

Существует и еще один немаловажный момент, каким бы смешным он ни казался,-у большинства из отечественных бизнес-школ практически идентичные названия: слова «бизнес», «менеджмент» и «деловое администрирование» присутствуют в разных, подчас неудобоваримых сочетаниях. Выход из сложной ситуации есть: рекомендации знакомых выпускников и рейтинги.

Первый шаг. Для «Ф.» представленный рейтинг-дебютный и потому особенно важный. Понять, по каким критериям строить оценочную методику, собрать массив данных, обработать его и в итоге выдать конечную таблицу с заветными цифрами-процесс длительный и трудоемкий. Ведь любое учебное заведение-субстанция в своей закрытости и странности для непосвященных почти космическая. Заставить школу выдать о себе объективную информацию да еще с целью сравнения с другими-дело крайне непростое и вряд ли благодарное.

Нас честно предупреждали: недовольны будут все, кроме занявших первое место, ведь мнение, что «мы-действительно лучшие в России», чрезвычайно распространено. Нам беззастенчиво угрожали: «Если вы нас прорейтингуете, мы на вас в суд подадим. Я вам серьезно говорю». Это слова второго лица бизнес-школы при очень крупном московском вузе. А ведь это гораздо больше, чем просто невежливость отдельно взятого человека, это боязнь сравнения с другими. Очевидно, что гораздо легче выделяться на общем фоне за счет громкого имени материнского вуза, а следовательно, и чужих заслуг, чем побеждать в жесткой конкурентной борьбе.

Ключевые показатели. Главным активом школы мы посчитали преподавательский и студенческий состав. Педагогов оценивали по четырем параметрам: % от общего числа являющихся действующими бизнес-консультантами, %-проходивших практику в зарубежных учебных заведениях, %-авторов учебников, по которым занимаются в школе, и %-имеющих научную степень, докторскую или кандидатскую. «Крайне важно для школы бизнеса иметь сильный преподавательский состав, это главный фактор успеха,-соглашается директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов.-Идеальный педагог должен сочетать в себе исключительные способности к преподаванию с глубоким знанием предмета, обладать большим практическим опытом, быть достаточно гибким, чтобы вносить в курсы изменения, которые диктует время, артистичным, словом, должен быть незаурядной личностью». Консультирование позволяет педагогу постоянно находиться на гребне бизнес-волны, разбираться в новейших тенденциях. В школе «Мирбис», например, создан специальный экспертный совет, куда входят научные руководители программы и практики от бизнеса. «Они собираются раз в месяц, чтобы постоянно вносить изменения в программу,-рассказывает проректор по маркетингу Татьяна Иванищева.-Ведь бизнес-образование-это, по сути, отражение бизнеса, и учить ему надо на последних тенденциях».

Все знания, которые слушатели получают в бизнес-школе, должны быть применимы на практике. Традиционный преподаватель вуза, который годами читает одно и то же, состоявшимся бизнесменам не нужен. «У нас учатся люди, которые многое умеют, которые ворочают огромными деньгами. Они пришли, чтобы причесать свои мысли, привести в систему свои знания. Эти слушатели должны общаться с ровней, с тем, кто с полуслова понимает, о чем они говорят и что им нужно. Раньше у нас случалось, что очень хорошие специалисты-теоретики не выдерживали общения с нашими слушателями»,-говорит проректор Высшей коммерческой школы Игорь Знаменский. Вопрос о количестве бизнес-консультантов среди педагогов имеет высокий коэффициент важности. У остальных четырех он ниже. Практика в западных учебных заведениях также значимый аспект. Это и ознакомление с современными наработками в образовании, и общение с ведущими специалистами в своих областях. «Это дает возможность для сравнительного анализа практики менеджмента в разных странах, позволяет преподавателю сформировать представление о компетенциях менеджера в глобальном мире, что крайне важно для обучения на современных программах МВА,-считает заместитель декана по программам ДПО факультета менеджмента СПбГУ Татьяна Солтицкая.-Мы стараемся развивать педагогов через стажировки в западных вузах, совместные консалтинговые проекты».

Ценность бизнес-школы, несомненно, еще и в приобретении новых контактов, налаживании связей с успешными, мотивированными людьми. Поэтому так важен студенческий состав. Одно дело, когда ты сидишь за партой с рядовым, начинающим менеджером, и совсем другое, когда имеешь возможность общаться с владельцем компании и перенимать на протяжении в среднем двух лет его огромный опыт. А когда группа сплошь состоит из матерых управленцев, взаимная польза многократно возрастает.

Бесценную информацию прикладного характера от первого лица слушатели получают и от так называемых гостевых спикеров: школы приглашают бизнесменов, имеющих на рынке серьезный вес. «У нас выступали коммерческий директор компании «Мегафон», выпускник нашей программы MBA-97 Сергей Бешев, директор по маркетингу Alcatel в России Игорь Манн, управляющий партнер рекрутинговой компании Ward Howell Сергей Воробьев, который рассказывал об управлении талантами. Подобные мастер-классы позволяют из первых уст узнать о ярком успехе в той или иной функциональной области бизнеса, непосредственно задать вопросы: «А как мне сделать?». Выступающие и слушатели дискутируют, обмениваются аргументированными точками зрения»,-объясняет Татьяна Иванищева. Поэтому вопрос о количестве приглашенных представителей бизнеса был для нас одним из ключевых.

Дополнительные параметры. Немаловажные аспекты-сотрудничество с зарубежными бизнес-школами и возможность получения двух дипломов, российского и западного (для этого, как правило, надо дополнительно сдать экзамен по иностранному языку). О пользе подобных образовательных альянсов рассуждать вряд ли целесообразно: плюсы для стороны, находящейся в роли ученика, очевидны. К тому же зарубежный диплом облегчает устройство на работу за границей. Но Юрий Тазов отстаивает другую точку зрения и сомневается в необходимости специального поиска программ с двумя дипломами на выходе: «Вам для начала нужно решить, где вы будете работать. Если в западной компании, то лучше и учиться в зарубежной бизнес-школе. Если же в России, то наличие дополнительного (иностранного) диплома вряд ли сделает вас более конкурентоспособным на местном рынке. Для HR-менеджера большее значение будет иметь имя школы, которую вы окончили».

Отдельный вопрос-аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях: AACSB, AMBA, EFMD, CEEMAN. Этот показатель мы наделили высоким коэффициентом, потому что для получения аккредитации необходимы интенсивная исследовательская и консалтинговая работа, а также публикации в специальных международных изданиях. Это проверка уровня и качества подготовки, в частности по программе MBA, и серьезная, придирчивая оценка деятельности бизнес-школы. Кроме того, сам процесс аккредитации не только трудоемкий, но и длительный: например, в самой авторитетной всемирной ассоциации AACSB он занимает по меньшей мере четыре года. За наличие государственной аккредитации школам начислялось чуть меньше очков прежде всего потому, что за редким исключением она наличествует у всех оцениваемых учебных заведений.

Важным критерием был опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ. Это говорит о репутации школы. Во-первых, в неавторитетное учебное заведение компании не станут обращаться за разработкой специального курса. Во-вторых, способность адаптировать собственные учебные наработки под конкретные нужды-показатель профессионализма и гибкости. Не такое серьезное значение имело в нашей оценке предоставление программ повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это продукт не уникальный, но он является показателем способности решать разные задачи и дополнительной информацией к размышлению о сильных сторонах школы (стоит обратить внимание на направленность краткосрочных семинаров и тренингов).

Центр карьеры, занимающийся трудоустройством вчерашних студентов, и ассоциация выпускников-организации крайне полезные. Общеизвестно, что большинство слушателей российских бизнес-программ работают и зачастую их обучение оплачивает компания. Но с другой стороны, многие идут на MBA, чтобы сменить сферу деятельности или сделать карьерный рывок, и им помощь в трудоустройстве определенно не помешает. Разветвленная сеть выпускников, которые регулярно встречаются, обмениваются новостями и новоприобретенным опытом, которые могут стать партнерами по бизнесу, оказать посильную помощь во всевозможных начинаниях (пусть даже дельным советом), дорогого стоит. Желание и умение школы поддерживать возникшие во время учебы отношения-тоже весомый показатель. «Некоторые наши выпускники стали спонсорами школы. Для нас это революция, хотя на Западе-обычная практика: учебные заведения существуют за счет пожертвований выпускников,-рассказывает декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян.-Они не просто дали нам деньги неизвестно на что, они стали соучредителями ВШКУ, которые прекрасно осведомлены о том, на что направляются их средства».

Мы также учитывали возраст учебных заведений: он придает им вес и значительность. Пять школ из итоговой первой десятки отпраздновали десятилетний юбилей, возраст четырех из них уже давно перевалил за пятнадцать. С другой стороны, есть и молодые школы, успевшие завоевать авторитет и крепко стоящие на ногах (большинство из них поддерживаются университетами-«гигантами», традиционно сильными в экономических и финансовых областях).

Некоторые школы получили в актив очки за участие в престижном конкурсе, проводимом ежегодно Американской торговой палатой в России,-MBA Case Competition. Это соревнование представителей отечественных бизнес-школ, заключающееся в анализе кейсов. Одновременно проводятся конкурсы на русском и английском языках, так что каждый год определяются по два победителя.

Итоги. К выбору учебного заведения надо подходить осмотрительно и серьезно. Во-первых, нужно поставить перед собой четкую цель-чего вы хотите от этого образования? Когда ответ будет получен, искать станет гораздо проще. Во-вторых, стоит тщательно изучить всю информацию, которую только можно собрать, в самой школе, из разговоров со слушателями и педагогами, знакомыми выпускниками, и это в какой-то степени поможет избежать разочарования и впустую потраченных времени и денег.

При выборе бизнес-школы многие критерии важны, но ключевых все-таки несколько: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы. Остальное обычно прикладывается.

Журнал «Финанс.» № 21 (111) 6-12 июня 2005 — Образование
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.