Афиша. 11-17 августа 2003

Кино

С 9 по 16 августа в г. Выборге проходит XI фестиваль российского кино «Окно в Европу». «На этот раз программа составлена концептуально, — заявил на пресс-конференции президент фестиваля Армен Медведев. — Мы отбирали фильмы, которые сосредоточены на судьбах России, на крутых поворотах ее истории». Впрочем, особенных сенсаций от фестиваля не ждут: громкой премьерой должен был стать фильм Сергея Соловьева «О любви», но это событие в очередной раз откладывается — 8 августа картина выходит на перезапись и попросту не готова, о чем режиссер и уведомил организаторов в трогательной «объяснительной записке». «Утомленные солнцем — 2» Никиты Михалкова, объявленные на закрытие фестиваля, пройдут лишь в режиме презентации — это будет не показ фильма (он также еще не снят), а лишь рассказ о проекте. Еще две картины — «Отец и сын» Александра Сокурова и «В созвездии Быка» Петра Тодоровского — идут вне конкурсной программы. Из прочих фильмов, участвующих в конкурсе игрового кино, многие уже успели либо выйти в прокат, либо основательно засветиться на других фестивалях, как «Бумер» Петра Буслова, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, «Прогулка» Алексея Учителя, Casus Belli Игоря Угольникова. Организаторов это отнюдь не смущает: свой фестиваль они называют итоговым, а конкурсный показ — не влияющим на прокат. Помимо игровых будут конкурировать и неигровые картины: «Горе уму» Галины Евтушенко, «Фрески» Александра Гутмана, «Чистый четверг» Александра Расторгуева, «Жизнь прекрасна» Вячеслава Орехова и др., а также анимация.

Пожалуй, новостью на фестивале станет только «Круглый стол» под названием «Пять тысяч дней спустя», который посвящен прошедшему 15-летию в истории российского кино. Тогда, в 1988-м, после V съезда кинематографистов перед режиссерами в одночасье распахнулись все двери: стало возможно все. Как воспользовались они нахлынувшей свободой, что произошло и происходит сегодня с нашим кино? На эти и другие вопросы ответы будут искать известные кинематографисты и простые зрители. В Городской библиотеке Выборга пройдет ретроспектива фильмов «Маленькая Вера», «Трагедия в стиле «рок»», «Холодное лето пятьдесят третьего…» и др.

14 августа на широкий экран выходит картина французского режиссера Жана Беккера «Странные сады». Как и многие фильмы этого сезона, он посвящен событиям Второй мировой войны. Рамка «Странных садов» — взаимоотношения отца (Жак Вильре) и сына, который с детства терпеть не мог выступлений родителя — цирковую клоунаду, желание смешить публику. Чтобы разрешить конфликт, лучший друг отца Андре (Андре Дюссолье) рассказывает подростку о событиях далекого 1944-го…

Франция оккупирована фашистской Германией. Двое друзей под влиянием патриотических чувств решают взорвать железнодорожный мост. Но бравирующая отвага оборачивается человеческими жертвами: смертельно ранен стрелочник, а Жак и Андре схвачены и посажены в глубокую яму (впрочем, их только подозревают). Немцы ставят условие: диверсант должен прийти с повинной, иначе всем грозит расстрел. Один из охранников — рядовой по имени Берндт (его играет Бернар Коллинз, для которого это только вторая роль в кино) начинает вести себя странно. Он называет себя клоуном Зозо, и дурачится, и смешит пленников, и жонглирует бутербродами и яблоками, «случайно» роняя их голодным заключенным. Он поднимает их дух, он придает им сил, он дарит им надежду. Когда приходит приказ расстрелять пленников, Берндт отказывается исполнить приговор…

«Странные сады» — это фильм о «том, который не стрелял», о власти смеха над смертью, о выборе между жизнью и честью, о мужской дружбе, о спасении и благодарности.

Выставки

«Слышу, поет Америка», — писал Уолт Уитмен, самый известный американский поэт, в своей книге «Листья травы». На выставке «Художники американского Запада. 1830-1940», которая проходит в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, песни о главном — об Америке — льются с художественных полотен. Они совершенно разные: героические и лиричные, овеянные романтикой и полные правдивых бытовых деталей. Жизнь Америки, подсмотренная швейцарцем Карлом Бодмером во время экспедиции по Северным Штатам, прочувствованно-трогательные пейзажи западных просторов в интерпретации художника-самоучки Джорджа Кэтлина, напряженно-сюжетные картины Ингера Ирвинга Коуса, который на рубеже веков обращается к американскому фольклору и рисует сцены из жизни индейцев… Героиня этих и иных сюжетов — Америка берется практически во всех ракурсах. Но наибольшее оживление среди зрителей вызывают конечно же изображения коренных жителей континента. Индейцы завораживают вкрадчивой осторожностью своих движений, притягивают перьями и разукрашенными лицами, и невольно вспоминаются читанные в глубоком детстве романы Фенимора Купера.

Выставка организована Художественным музеем Джослина (Омаха, Небраска) и Международным фондом искусства и образования (Бетесда, Мэриленд).

С 7 по 17 августа в галерее «А-3» проходит выставка живописи молодого московского художника-авангардиста Александра Трифонова под названием «Болеро». Стереотипы разрушаются, соцреализм давно ушел в прошлое, а копирование действительности — признак дурного тона. Испанский танец болеро — настроение особое. Это ритм, это изящество, это зажигательное щелканье кастаньет. Новая экспозиция главного художника журналов «Архидом» и «Наша улица», по определению организаторов, — это «хрупкое танцующее стекло с покоряющей улыбкой красного быка — таковы основные образы выставки «Болеро» Александра Трифонова». 27-летний живописец начал заниматься рисованием в 1988 году после победы на конкурсе «Рисунки на асфальте». Его выставки проходили в Москве и Нью-Йорке, Нижнем Новгороде и Париже. Особую известность принесли ему серии работ «Любовь к бутылке», «Ботлфлай» и недавняя экспозиция «Новый век».

С 12 по 24 августа Центральный дом художника предлагает своим посетителям погрузиться в «Мои цветные сны» известного азербайджанского художника Исмаила Мамедова. Это будет пятая персональная выставка выдающегося живописца и вместе с тем — московская премьера его творчества: до этого экспозиции демонстрировались в Баку, Турции и Великобритании.

Исмаил Мамедов — личность многогранная. Он известен как художник, график, полиграфический дизайнер, автор эскизов костюмов и декораций к театральным постановкам, режиссер документального фильма о Баку «Страна огней и ветров» и продюсер недавно вышедшей документальной ленты «Прогулки по бакинской крепости». На выставке в ЦДХ москвичи смогут посмотреть его живописные и графические работы, а также сценографию.

Сны — дело тонкое. Особенно когда речь заходит о сновидениях художественного толка. Работы Мамедова — это яркие цветовые пятна, это абстрактные видения, это попытка уловить странный миг между сном и явью, когда сознание уже включает свой счетчик, но все еще находится под властью ирреального, потустороннего, мечты. Мамедов грезит о разном: порой его увлекают паруса, порой манят пылающие пурпуром горы, или ласково щебечут райские птицы, или вдруг замрет в прыжке у края пропасти волшебный конь… Сны Исмаила Мамедова насыщены глубоким цветом и в то же время неуловимы и размыты. Как и положено фантазиям ночи.

Музыка

16 августа в легендарной «Горбушке» состоится концерт горячих финских парней из группы Children of Bododm. Шесть лет назад они уже приезжали в Россию, но тогда о существовании этой группы еще мало кто знал: 17-летние мальчишки, только что записавшие свой дебютный альбом, они были милы в своей самонадеянности, но подкупали полным профессионализмом. После записи второй пластинки под названием Haterbreeder группа получает известность и многочисленные приглашения на гастроли. С особенным размахом прошли концерты в Японии, активно выступают они и в Европе. Children of Bododm играют музыку тяжелую. Это можно было бы охарактеризовать как некую смесь из black, death и power. Это собственный стиль, который сразу же породил многочисленных подражателей. Третий альбом под названием Follow The Reaper получил дважды платиновый статус в Финляндии и высокое место в чартах большинства европейских стран. Был снят высокобюджентый клип на песню Everytime I Die, которая попала в ротацию многих музыкальных каналов. В Россию команда приехала в поддержку недавно вышедшего альбома Hatecrew Deathroll. Слабонервным прослушивание не рекомендуется!

Шоу

В Москве проходит IV московский фестиваль «Планета клоунады», организованный творческим центром «Новое искусство». В разгар театрального межсезонья и летних отпусков праздник смеха приходится как нельзя кстати. Здесь нет ни наград, ни премий. Главная цель фестиваля — показать, что смех — дело серьезное. Клоунада — это не только пародирование или создание комедийных ситуаций. Клоунада может быть сколь угодно серьезной, глубокой и даже философской. Она поражает разнообразием жанров, находит все новые способы выражения — в пантомиме ли, в эксцентрике, в пародии, в возвращении к традициям ярмарочного балагана… Мир художественных образов, которые несут смысловую нагрузку через призму комического.

Все началось в 2000 году, когда состоялись юбилеи сразу у трех любимых российских клоунов: 50-летие Вячеслава Полунина, 60-летие Роберта Городецкого и 70-летие Олега Попова — и решено было их отметить большим трехдневным фестивалем клоунады. В программе нынешнего фестиваля представления самые разные: 12 августа можно весело провести время на гала-концерте «День открытых чемоданов», который пройдет на сцене ЦДХ, 15-го числа — увидеть выступление театров «Лицедей — Лицей» и «Такси», а в выходные программа разделится на две части — для детей и взрослых. Дневной субботний сеанс предлагает программу клоун-театра «Комиксы», а вечерний — шоу-балет «Ню-Арт-Шоу». На следующий день «Театр доброй сказки» покажет спектакль «Свинопас», а вечернее выступление будет называться «Клоуны для взрослых». И это будет уже совсем не детский юмор.

Журнал «Финанс.» № 22 (11-17 августа 2003) — Личное