Афиша. 28 июль-03 август 2003

Кино

Фильм Intacto испанского режиссера Хуана Карлоса Френадильо, который 17 июля вышел на широкий экран, – это фильм об удаче. Ею можно обладать, как неким даром, ее можно потерять, лишившись покровительства судьбы, ее можно, наконец, украсть, просто прикоснувшись к другому человеку.

Героев фильма четверо. Благодаря удаче им удается уцелеть в экстремальных ситуациях: молодой воришка Томас (Леонардо Сбараглия) выживает в авиакатастрофе, Фредерико (Эусебио Понсела) остается невредимым во время землетрясения, женщина-полицейский Сара (Моника Лопес) не пострадала при аварии, которая унесла жизни ее мужа и дочери. Центральная фигура – владелец казино, пожилой Сэм, которого играет Макс фон Сюдов (известность к нему пришла после съемок в фильмах Ингмара Бергмана “Седьмая печать”, “Земляничная поляна”, “Девичий источник” и др.). Сэм, прошедший холокост, обладает магическим даром присваивать себе удачу другого. Так поступает он и с работающим на него Фредерико, после чего вышвыривает его на улицу. Фредерико будет мстить, желая во что бы то ни стало вернуть утраченный дар. Для этого ему понадобится счастливчик, которому везет сильнее, чем демоническому “королю удачи”. Фредерико выбирает Томаса и оказывается прав: в интригующих кадрах начала фильма именно к нему прикасается огромное насекомое – таинственный талисман, приносящий удачу.

Intacto – дебют Френадильо в большом кино. Раньше он снимал лишь короткометражные картины и ролики, создав для этого собственную кинокомпанию. В глубине фильма кроется факт биографии самого Хуана Карлоса. Когда ему было девять, он вместе с родителями ехал в аэропорт. По дороге у них сломалась машина, и именно в этот момент произошла страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 576 человек. “История выживших в моем фильме – это результат переживаний детства, – признается режиссер. – Intacto, вероятно, – лучшая терапия для меня и способ преодоления страха. Я воплотил на экране все, что меня волнует и пугает”.

“Двойной форсаж” режиссера Джона Синглтона на полной скорости врывается в столичный прокат. Это захватывающий мир стрит-рейсинга, визг тормозов, неожиданные преграды, рискованные повороты и мощный выброс адреналина. После успеха “Форсажа”, первой части блокбастера, вышедшей в 2001-м, продюсер фильма Нил Мориц понял, что нащупал золотую жилку. Попадание в аудиторию было стопроцентным: прицельной мишенью была именно городская молодежь с ее тягой к передвижениям на больших скоростях. “Двойной форсаж” – это своего рода мастер-класс, автошкола большого экрана, которая, впрочем, была открыта для всех желающих: через объявление в Интернете гонщиков-добровольцев и их четырехколесных коней приглашали принять участие в кастинге. Баннер просуществовал не больше 36 часов, но этого оказалось достаточно, чтобы автостоянку в Санта-Монике штурмовала безумная автоколонна из 700 машин самых разных мастей и окрасов. В городе образовались многокилометровые пробки, зато в картине приняли участие не только автостатисты, но и звезды с мотором. “У нас был Nissan Skyline R-34, марка которого еще даже официально не представлена в США, и Mitsubishi Evolution 7, которая только появилась в этом году. Вот что действительно щекочет нервы ценителям хороших машин”, – вспоминает Пол Уокер, исполнитель главной роли опального полицейского О’Брайана. У него есть только один шанс вернуть себе полицейский жетон и уважение коллег: он должен разоблачить некоего бизнесмена Картера Верона (Кол Хаузер), которого подозревают в отмывании крупной суммы денег. Помогать ему в этом нелегком деле будет друг детства Роман Пирс, которого играет певец Тайрис Гибсон. Схлопотавший судимость оболтус, кажется, он родился за рулем автомобиля. Поэтому будут захватывающие гонки, будет предельная скорость, будет “Двойной форсаж”.

Выставки

С 23 июля по 22 августа в Московском центре искусств проходит выставка “Крестьянское искусство XVIII-XIX веков”.

Поиск русской идеи – занятие модное. Но ее не сложишь из тезисов на международных симпозиумах, не выведешь из пробирки в тиши кабинетов, считает Михаил Суров, вологодский предприниматель и депутат Вологодского законодательного собрания, в чьей собственности и находится предлагаемая москвичам коллекция.

Русское искусство – это не только иконы, матрешки и медведи, играющие на баяне. Поэтому экспозиция Сурова довольно специфична: он приглашает посмотреть на… младенческие люльки, детские прялки и масленичные сани. Их коллекционер собирал по деревням: случалось, в последний момент спасал от костра или помойки то, что казалось хозяевам ненужной рухлядью. В его руках история оживала и старые салазки оказывались настоящим произведением искусства, расписанным вологодскими мастерами в стиле наивной живописи при помощи простой лучины.

“Творческие промыслы русских мастеров не должны быть забыты”, – сказал журналу “Финанс.” Михаил Суров. В желании донести до российского зрителя эту простую мысль – основная идея экспозиции. “Меня приглашают на международные выставки в самые разные страны, от Австралии до Польши. Но, как это у нас обычно и бывает, на родине моя коллекция не востребована. В самой Вологде до сих пор нет музея. Более того, мне даже чинят препятствия: многим не дает покоя то, что я всего лишь энтузиаст-предприниматель, у которого нет специального музейного образования. В Москве, по счастью, понимают, что именно в предметах старинного быта и кроется настоящий русский дух”. Во время выставки Михаил Суров представит свою новую книгу “Вологодчина: невостребованная древность”.

Если кто-то до сих пор считает, что театр начинается с вешалки, он глубоко ошибается. “Театр начинается с афиши”, и именно об этом рассказывает одноименная экспозиция, которая проходит в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина.

Композиция выставки закольцована. Все начинается с маленького клочка бумаги – “объявления от Петровского театра”, датированного 1791 годом, которое приглашает зрителей на спектакль “Пустельга”. Петровский театр пользовался успехом у публики, пока случайно оставленная свечка не спалила здание дотла. Впрочем, вскоре на этом месте возвели новый храм искусств, ныне известный как Большой театр. Именно афишей с премьеры спектакля “Светлый ручей”, которая состоялась на сцене главного театра страны в апреле 2003 года (см. “Финанс.” № 9), и завершается выставка.

“Театральная афиша, конечно, несет в себе рекламные функции. Но вместе с тем она должна быть изящной, яркой и лаконично отражать суть спектакля”, – говорит журналу “Финанс.” автор концепции Татьяна Небесная. История театра и дыхание времени тесно переплелись на плакатах афиш. Особенно впечатляет пестрая разностилевость XX века: работы Льва Бакста и Николая Альтмана, Александра Головина и Валентины Ходесевич, плакаты знаменитых “Окон РОСТА” – экспрессионизм, модернизм, футуризм… Центр притяжения – афиша к знаменитым “Русским сезонам” Дягилева – бесподобный плакат Валентина Серова “Гастроли Анны Павловой в Париже” (1909). “Впечатление от этой работы было так велико, что вызвало подражание даже знаменитого французского поэта и режиссера Жана Кокто, который нарисовал похожую афишу для балерины Тамары Карсавиной”, – рассказывает Татьяна Небесная. Среди плакатов современных художников организаторы выставки особенно выделяют работы Бориса Мессерера, Сергея Бархина и Олега Савостюка.

В конце июля в Выставочном зале Федеральных государственных архивов открылась экспозиция “Философский пароход”, посвященная трагическим страницам истории XX века.

…В письме Ленина от 16 июля 1922 года можно разобрать: “Всех их вон из России. Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов – выезжайте, господа”. “Господа” – цвет русской интеллигенции, крупнейшие философы XX века: Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Лев Карсавин, Николай Лосский, Питирим Сорокин, Семен Франк. Всех их увез прочь из страны один – тот самый, философский – пароход “Обербургомистр Хакен”. Остановка – Германия. Далее – скитание до бесконечности. На чужбине – одиночество, на родине – смерть. За границей – возможность работать, дома – задыхаться в безвоздушном пространстве начавшегося подавления инакомыслия. Выбор, собственно, невелик: “господа” отчаянно не вписывались в новую идеологию. Никогда прежде русская философская мысль не испытывала такого подъема. Никогда прежде она не была так опасна для еще нетвердо стоящих на ногах властей. Списки “активной антисоветской интеллигенции”, документы о “высылке за границу контрреволюционных элементов студенчества”, постановления Политбюро ЦК РКП (б), упомянутое уже письмо Ленина к Сталину – копия, сделанная рукой Ягоды, – эти и многие другие документы долгое время находились под грифом “Секретно”. В организации выставки участвовал целый ряд крупнейших архивов, и в первую очередь – Российский государственный архив социально-политической истории и Центральный архив ФСБ.

Музыка

31 июля в столичном клубе “Б-2” состоится концерт Тайлы (Тимоти Джона Тейлора) – солиста и лидера британской группы The Dogs D’Amore, играющей в стиле стрит-глэм рока.

Они возникли в начале 80-х из гремучей смеси Rolling Stones, T-Rex и финских глэм-панкеров Hanoi Rocks. Это музыка тяжелая, с жесткими гитарными рифами, с грубоватым, но сильным вокалом, с неоднозначными, нестандартными текстами. Так, акустический мини-альбом The Graveyard of Empty Bottles лидер группы посвящает известному писателю Чарльзу Буковски, который оказал заметное влияние на лирику самого Тайлы. А в песне Trail of Tears – хите конца 80-х – начала 90-х – говорит о геноциде коренного населения Америки.

Группа распалась в 1991 году после того, как одурманенный алкоголем и наркотиками Тайла осколком бутылки распорол себе живот прямо на сцене. Госпиталь, наложение 30 швов, пристальное внимание поклонников и таблоида… Потом была попытка возрождения группы, сольные проекты Тайлы и создание новой банды под названием Hot Knives. Но вот в конце 1999 года обновленный состав The Dogs D’Amore получил третью жизнь. Теперь скандальный рок-н-ролльщик выступает в Москве под аккомпанемент своей спутницы по имени Елла. В концерт войдут сольные вещи Тайлы и старые добрые хиты The Dogs D’Amore.

Журнал «Финанс.» № 20 (28 июль-03 август 2003) – Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.