Сделка вне закона

Форфейтинг (от франц. a forfai — целиком, общей суммой) интересен тем предприятиям, которые занимаются экспортом и предоставляют покупателям торговые кредиты (отсрочку платежа). Экспортер продает обязательства покупателя банку или форфейтинговой компании (форфейтеру). Таким образом, продавец получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером.

По своей сути форфейтинг похож на факторинг, предполагающий переуступку дебиторской задолженности («Ф.» № 4, 24, 2005). Но есть ряд принципиальных отличий. Факторинг рассчитан прежде всего на компании, производящие товары народного потребления и постоянно поставляющие продукцию торговым сетям. Форфейтинг представляет собой бизнес разовых сделок, этой услугой пользуются производители товаров «капитального назначения», к примеру станков, техники, оборудования.

Сроки факторинговых сделок обычно не превышают полугода, причем риски по неуплате долга покупателем, как правило, остаются на продавце. Форфейтинг позволяет экспортеру уступать требования по торговым кредитам, выданным на срок до 11 лет (чаще всего — 3-7 лет), а все риски по долговому обязательству покупателя в обязательном порядке переходят к форфейтеру, так что, если импортер не вернет деньги, форфейтинговая компания не сможет потребовать их с поставщика.

По сравнению с обычным кредитом у форфейтинга явные преимущества: получить ссуду более чем на два года в российском банке довольно проблематично, а все риски, как и при факторинге, здесь останутся на экспортере.

Дополнительный плюс форфейтинга для поставщика заключается в том, что оплату этой услуги можно переложить на покупателя и даже получить от этого дополнительный доход. Перед заключением сделки форфейтер рассчитывает клиенту сумму, на которую нужно увеличить стоимость продукции, допустим 20% от ее стоимости. Поставщик же, чтобы получить навар, может повысить цену еще больше (например, на 30%). Однако ни один банк с российским капиталом форфейтингом не занимается, так что экспортеры могут рассчитывать лишь на услуги зарубежных форфейтеров. Основные игроки — London Forfaiting Company, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого здесь есть «дочка» — «ВестЛБ Восток».

Упущенная выгода. Потенциал рынка форфейтинга в России нельзя назвать высоким: большей частью услуга интересна машиностроительным предприятиям, на которых, по оценкам участников рынка, приходится менее 7% экспорта. «Нефть при сегодняшнем ажиотажном спросе покупается по предоплате, а компаниям-сырьевикам форфейтинг не нужен, поскольку, если они и выдают коммерческий кредит, срок его не бывает большим», — комментирует глава представительства London Forfaiting Company Дмитрий Курышев.

Однако, по его мнению, спроса со стороны машиностроителей вполне достаточно для развития этого бизнеса в России. «Иначе наша компания не открыла бы здесь представительство», — говорит Дмитрий Курышев. По его словам, многим предприятиям приходят предложения от зарубежных покупателей, которые готовы платить за товар дороже при условии предоставления отсрочки. Экспортер приносит это предложение в российский банк, а тот отвечает, что либо вообще не сможет профинансировать сделку на такой долгий срок, либо соглашается предоставить средства с учетом, что риски возьмет на себя поставщик. В итоге выгодное предложение отправляется в корзину, что снижает конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке.

Законный барьер. По словам Дмитрия Курышева, основная проблема, из-за которой российские банки не вводят форфейтинг, заключается в законодательных ограничениях. «Теоретически кредитный институт может предоставить такую услугу, однако, согласно российскому валютному законодательству, экспортер должен получать выручку из-за рубежа, — поясняет Дмитрий Курышев, — а по схеме форфейтинга деньги продавец получит от российского банка, это не зачтется в качестве экспортной выручки, и его оштрафуют на сумму до 100% от размера «невозврата»». Такая мера применяется для того, чтобы исключить вывод капитала из страны, когда российские компании продают товар за рубеж, а деньги «оседают» в офшорах.

С другой стороны, некоторые крупные российские финансовые институты могли бы обойти законодательные преграды, заключая сделки через свои западные дочерние структуры. В дальнем зарубежье, к примеру, их имеют Альфа-банк, Внешторгбанк (ВТБ), Промсвязьбанк и Росбанк. А уж у «дочек» иностранных кредитных организаций вообще не возникало бы никаких проблем в этом плане.

Однако такую возможность российские банки не используют, в лучшем случае выступая в роли агентов по привлечению клиентов для зарубежных форфейтеров. По словам начальника управления международного финансирования Промсвязьбанка Алексея Федоткина, проблема заключается в высоких рисках. Российские машиностроители в основном поставляют технику в развивающиеся государства, к примеру в Египет, Пакистан, Индию, Латинскую Америку. «Нет смысла брать на себя риски третьих стран, когда можно стать просто посредником между клиентом и зарубежной форфейтинговой компанией и получать комиссию», — комментирует Алексей Федоткин. Правда, по словам Дмитрия Курышева, в роли агентов сегодня активно работают лишь ВТБ и Внешэкономбанк.

Некоторые российские финансовые институты проводят «псевдофорфейтинговые» операции. Так, в Номос-банке сообщили, что довольно часто продают зарубежным форфейтерам собственные векселя, направляя при этом полученные средства на финансирование конкретных экспортно-импортных сделок своих клиентов. «Таким образом, мы получаем доступ к более дешевым западным ресурсам и предоставляем ссуды заемщикам на привлекательных условиях, — рассказывает начальник управления международных проектов Номос-банка Юрий Лекарев, — а если бы наш банк стал предоставлять форфейтинговые услуги в чистом виде, пришлось бы использовать собственные средства и финансирование обходилось бы клиентам на 2-3 процентных пункта дороже».

Как работает форфейтинг

Обязательство покупателя перед продавцом «упаковывается» в долговой инструмент — вексель или аккредитив. В российской практике, как правило, используются аккредитивы, поскольку вексель здесь традиционно считается схемным инструментом и предприятия опасаются претензий регуляторов. В сделке участвуют экспортер, импортер, форфейтер (зарубежная компания), а также два банка — российский (продавца) и зарубежный (покупателя). Иностранная кредитная организация открывает аккредитив на импортера, российский банк авизует это обязательство, то есть уведомляет поставщика. После отгрузки товара экспортер сообщает банку импортера, что уступает право требования по аккредитиву форфейтинговой компании, а форфейтер выплачивает деньги поставщику.

Журнал «Финанс.» № 35 (125), 26 сентября — 2 октября 2005 — Банки
Кирилл Гуманков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.