Не верь глазам своим

Важнейшими условиями любого факторингового договора являются размеры аванса, льготного периода и платы за предоставленную услугу. Рассмотрим эти составляющие более подробно.

Почем льготы. Авансовый платеж – это та сумма, которую клиент получает от фактора в течение суток после отгрузки товара. Многие факторинговые компании (ФК) декларируют, что авансовый платеж составляет 90–95% от суммы контракта. Однако в ряде случаев не все ФК желают рисковать, и на практике размер аванса зачастую уменьшается до 60–70%.

Льготный период – время, предоставляемое покупателю дополнительно для выполнения своих обязательств. Скажем, если наступил срок выплат, предусмотренный в договоре между покупателем и продавцом, а от последнего денег не поступило, у него есть еще время, в течение которого полностью возвращать долг не нужно. У разных факторов льготный период составляет от 90 до 270 дней. За льготу приходится платить – от 0,02% годовых за каждый день просрочки. Если дебитор не заплатил и по окончании льготного периода, а поставщик аванс не возвращает, ему грозит штраф (в случае регрессного факторинга). После этого фактору следует надеяться разве что на правоохранительные органы и разыскивать с их помощью нерадивого клиента.

В случае безрегрессного факторинга, то все риски неоплаты после истечения льготного периода несет фактор. Естественно, это дорого обходится – у некоторых компаний расходы клиентов по сравнению с регрессным факторингом увеличиваются в полтора-два раза.

Теоретически риск неоплаты можно уменьшить с помощью третьего участника сделки – страховой компании, которая будет расплачиваться за дебитора, но пока подобные услуги страховщики скорее декларируют, чем реально предоставляют.

Что берет фактор. Стоимость факторинга с регрессом складывается из трех комиссий: за обработку документов, за дополнительный сервис, за пользование предоставленными средствами.

Первая комиссия самая незначительная – 60–80 рублей за обработку одного счета-фактуры. Дополнительный сервис включает в себя автоматизацию документооборота, работу с дебиторами, мониторинг своевременности поступления платежей по поставкам. За это клиент платит 0,2–2% от объема дебиторской задолженности (ОДЗ). Размер комиссии зависит от многих параметров, в том числе степени риска, связанного с финансированием клиента, объема уступаемой задолженности, деловой репутации дебиторов, длительности отсрочки, а также отрасли, в которой клиент осуществляет свою деятельность. Поэтому факторы редко сразу называют стоимость своих услуг без предварительного анализа бизнеса поставщика;

Плата за ресурсы, предоставленные в рамках факторингового договора, сопоставима с затратами по обслуживании краткосрочного кредита. Для представителей малого и среднего бизнеса это 16–19% годовых в рублях, для более крупных компаний – от 13% (в ряде случаев бывает и 7%). Если заключается договор на факторинг без регресса, то добавляется четвертая комиссия – за принятые риски. Ее стоимость составляет 1–1,5% ОДЗ. Ставка рассчитывается в зависимости от оборота компании, ее статуса, срока предоставленной отсрочки и той даты, начиная с которой фактор и принимает на себя риски.

В Европе плата за сервис колеблется в пределах от 1,5 до 2% ОДЗ, а стоимость самих денег, которыми пользуется поставщик, по данным журнала FD составляет 7–8% годовых. В России ситуация обратная – дополнительный сервис обходится дешевле, а средства – дороже.

Зачастую клиенту приходится нести дополнительные расходы, которые не афишируются. Например, поставщик может нести ответственность за просрочку дебитором оплаты по поставке. Или платить комиссионные за пересмотр лимита финансирования. Бывает, что клиенты штрафуются, если не выбирают весь объем оговоренного финансирования, то есть по каким-то причинам сокращают уровень продаж.

Как правило, подобные неприятные для поставщика нюансы таятся где-то внутри договора. Поэтому внимательно изучайте текст соглашения, особенно все то, что написано мелким шрифтом.

ТРЕБОВАНИЯ: В одной связке

YEXT: Не всякий поставщик может стать клиентом факторинговой компании. Для этого надо выполнить ряд условий.

Прежде всего клиент должен иметь ликвидную дебиторскую задолженность, а не пытаться передать фактору безнадежные долги. Как определяется ликвидность долгов? Существуют определенные скоринговые программы, устанавливающие степень риска для фактора. Для успешного прохождения скоринга поставщик должен как минимум иметь постоянных покупателей, оплачивающих товар по безналу. Многие факторы сегодня имеют свои базы данных на потенциальных дебиторов и ведут досье, отслеживая их платежную дисциплину. Устанавливаются и дополнительные условия. Например, ограничения по срокам отсрочки платежа: от 30 до 90 дней. Иногда требуется обязательное наличие постоянных покупателей, хотя бы 2–3. Если же поставщик имеет среди своих покупателей сетевой магазин (достаточно иметь хотя бы одного крупного сетевика), количественные условия становятся более лояльными. Обязательно оговаривается ежемесячный объем финансирования, предоставляемого в рамках факторингового обслуживания. Он не может быть меньше 1 млн рублей. Факторы редко работают с поставщиком уникальных, малорентабельных и имеющих невысокий спрос товаров.

МНЕНИЕ

Илья Волков, директор по развитию ФК «Еврокоммерц»: – Настало время простого факторинга, быстрого, активного и приносящего прибыль с первых дней использования. «Еврокоммерц» выпустил четыре новых стандарта обслуживания: безлимитное финансирование, безрегрессный факторинг, выдача средств за шесть часов, финансирование не только продаж, но и закупок. До недавнего времени для многих факторинг был сложным финансовым продуктом, работающим по запутанным схемам. Мы же поместили факторинг в коробку, то есть максимально стандартизировали услугу, значительно упростив процедуру ее получения.

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Условия
Нина Забелина

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.