Российский строительный бум продолжается далеко не первый год. По данным Росстата, за январь–сентябрь 2007 года строительные организации выполнили объем работ на сумму свыше 2,1 трлн рублей (на 23,5% больше, чем за тот же период 2006-го). При этом было построено 375,9 тыс. квартир (на 31,1% больше, чем за первые девять месяцев прошлого года) общей площадью 34 млн квадратных метров.
Ситуация. Казалось бы, столь же быстрыми темпами должен расти объем страхования в строительстве. Однако этого не происходит. И дело не в отсутствии на рынке страховых продуктов, а в нежелании строителей идти на дополнительные траты. Причин здесь несколько, и далеко не последнюю роль играет низкая прозрачность процесса строительства практически на всех его этапах.
Чтобы формально соблюсти требования государственных разрешительных инстанций, строительные компании приобретают самые простые и дешевые полисы. Такая страховка, как правило, предусматривает защиту от стандартных рисков (пожар, взрыв, удар молнии, падение летательных аппаратов, стихийные бедствия и пр.) и минимума технических рисков (ошибок при строительстве и монтаже, аварий инженерных сетей, просадок грунта и пр.). При этом гражданская ответственность страхуется крайне редко. Заставить строителей поступать иначе – невозможно. Нормативные акты, устанавливающие лимит ответственности, попросту отсутствуют – для получения разрешения на строительство объекта важен лишь факт наличия страхового полиса.
Поэтому в России реально страхуются лишь два типа объектов – бюджетные стройки и здания, возводимые за счет иностранных инвесторов, изначально приученных к страхованию. В результате если в международной практике страхуется почти 100% строительных рисков, то в среднем по России – не более 12%. Следует заметить, что по разным оценкам, строители Москвы (свыше 10% строительного рынка) и Петербурга (свыше 4% рынка) страхуют около 30% строительно-монтажных работ.
Российские инвесторы и девелоперы стремятся максимально сэкономить на себестоимости объектов, часто в ущерб качеству и безопасности. В частности, до минимума сводятся затраты на инженерно-изыскательские работы, что порой приводит к трагедии – бывали случаи, когда из-за неверно определенных несущих параметров и прочности грунтов разрушался или сильно повреждался возводимый объект или стоящие по соседству дома. Экономят строители и на полноте выполнения работ, что также не способствует качеству и вызывает сомнения в безопасности сооружения.
Светлое будущее. Принятие новых законов, регламентирующих деятельность строительных организаций, изыскательских и проектных бюро, позволит усилить контроль за сооружением объектов на всех этапах строительства. Следить за этим процессом будут не государственные органы, нечистоплотность и коррумпированность которых ни для кого не секрет, а заинтересованные в благополучном результате страховщики, которые будут контролировать и сам процесс строительства, и соблюдение застройщиками всех требований по безопасности.
Собственно, именно таким образом работает вся стройиндустрия Запада, где строительство объектов обязательно страхуется в пользу третьих лиц. Страховые компании следят за качеством работ, а также ведут постоянный мониторинг происходящего, начиная с изыскательских работ и подготовки проектно-сметной документации. Без страхового полиса ни разрешение на строительство, ни ввод объекта в эксплуатацию попросту невозможны.
В случае принятия закона о строительных саморегулируемых организациях (СРО) и введения обязательного страхования гражданской ответственности в строительстве российская стройиндустрия начнет выходить из тени и обретет цивилизованный вид.
Трудности. Однако все не так просто, как хотелось бы. Во-первых, согласно концепции Росстроя, институт лицензирования будет отменен лишь тогда, когда заработают в полную силу СРО и будут созданы новые технические регламенты и СНиПы. Но до этого пока далеко. Из-за неготовности инфраструктуры, необходимой для запуска нового механизма регулирования стройиндустрии и обеспечения ответственности участников строительной деятельности перед потребителями, сроки отмены лицензирования переносились уже дважды: с 1 января 2007 года на 1 июля 2008-го, а затем на 1 января 2009-го. И это не предел – многие участники рынка не исключают, что строительные лицензии просуществуют намного дольше.
Во-вторых, по мнению экспертов, во введении обязательного страхования в строительстве никто, кроме страховщиков, не заинтересован – ни государство, ни строители. «Этот вид страхования будет довольно дорогим и тем самым увеличит нагрузку на строительный комплекс», – уверяет замдиректора департамента имущественного страхования «Макса» Александр Агапов. – Мы в очередной раз получим увеличение цен, как на жилые, так и на нежилые объекты. Строителям это невыгодно, так как когда начнется котировка рисков, страховщики потребуют улучшения качества документации, проектов, технического оснащения, безопасности. Все это в конечном итоге увеличит себестоимость».
Гендиректор «Гефеста» Александр Миллерман называет другие причины: «Нет общего мнения о том, какие механизмы должны обеспечивать реализацию строительного ОСАГО – саморегулируемые организации или отдельный федеральный закон, какие задачи должно решать это страхование – заменять собой лицензирование или обеспечивать финансовую устойчивость строительных компаний и соцгарантии. Нет и единого технического регламента, а действующие СНиПы не являются обязательными для исполнения, что затрудняет трактовку страховых случаев».
Серьезным препятствием для быстрого внедрения «строительного ОСАГО» является также отсутствие практики быстрого расследования аварий и выплат пострадавшим серьезной компенсации.
ДОКУМЕНТЫ: Что нужно принять
Строительную лицензию предлагается заменить членством в СРО.
Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме еще в 2003 году, второе – запланировано на этот месяц.
В законопроекте оговорено, что обязательным условием членства в строительной СРО является наличие у компании договора страхования профессиональной деятельности. При этом размер страховой суммы не может быть менее 1 млн рублей. Документом предусмотрено создание национального объединения СРО, основной функцией которого будет разработка федеральных стандартов по изысканиям, проектированию и строительству. Не исключено, что в ближайшее время свое законодательное воплощение получит также разработанная Росстроем «Концепция обеспечения безопасности в сфере градостроительной деятельности и эксплуатации зданий и сооружений», предусматривающая страховую защиту граждан и организаций при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта. В этой концепции речь идет о страховании гражданской ответственности девелоперов. При этом подразумевается, что наличие полиса станет непременным условием для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Журнал «Финанс.» №44 (230) 19 ноября — 25 ноября 2007 — Страхование
Олег Максименко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.