Виктор Иванович, визит Владимира Путина на Дальний Восток привлек значительное внимание к региону со стороны федеральных чиновников. Речь даже пошла о необходимости разработки еще одного национального проекта «Развитие Дальнего Востока». Можно ли считать, что реализация этой идеи позволит решить основные проблемы?
– Существуют базовые документы, в частности программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья», которые сейчас проходят некоторые корректировки, оправданные временем и новой ситуацией в экономике. Они должны оставаться основой в решении вопросов развития региона, но им необходимо придать иные статус и звучание.
То, что отношение к Дальнему Востоку на федеральном уровне изменилось – очевидный факт. Появилось четкое понимание того, что регион может быть интегрирован в АТР совершенно не так, как нам хочется, а в какой-то степени даже потерян для экономики России.
Поэтому сейчас Дальний Восток начинает все активнее вовлекаться в экономику России. Реализуются крупные проекты, связанные с разработкой природных ресурсов, развитием транспортной инфраструктуры, в первую очередь портов. Плюс к этому ранее начатые проекты освоения Сахалинских месторождений нефти и газа. Регион оживает и становится центром бизнес-интересов крупных национальных и международных компаний.
Эту тенденцию нужно всячески поддерживать на уровне правительства, законодательной власти. И здесь безусловно должен быть особый подход, требующий приведения в действие целого ряда рычагов.
О каких рычагах идет речь?
– Прежде всего о финансовых, как бы это банально ни звучало. Первая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья финансировалась на уровне 10%. Потом ее скорректировали, уровень финансирования резко поднялся, но, правда, денег больше не стало – она просто стала менее дорогой. И это были годы настоящей стагнации региона.
Сегодня, как бы не сглазить, подход уже меняется. Если раньше цифровые показатели финансирования программы были 750 млн рублей, то теперь мы говорим уже о 2,5–2,6 млрд рублей. Если взять в целом объекты Дальнего Востока, которые финансируются государством, получается уже 16 млрд рублей. То есть положительная динамика есть, но тут я бы хотел привести один пример.
Мы семь лет строили мостовой переход через Амур. Это глобальная стройка, которая обошлась порядка $800 млн. Даже по застойным временам семь лет – это хороший срок, а мы-то начали строить его в самый сложный период – в 1992 году, еще карточки были. Когда в Хабаровск собрался президент Ельцин, только факт его приезда настолько оживил министерства, что к приезду Бориса Николаевича мы смонтировали первый километр! Собрался приехать на Дальний Восток и открыть дорогу Чита–Хабаровск Владимир Владимирович Путин, мы стали находить полное взаимопонимание с министерствами и ведомствами, причастными к этой стройке. Пока что так получается, когда руководители государства обращают внимание на конкретные проблемы, резко меняется психологический климат, начинается активное финансирование.
Должна быть система действий. Она предусмотрена программой, которая определяет все – цели и задачи, мероприятия, сроки выполнения и источники финансирования. Нужно иметь политическую волю и четко следовать намеченному.
Вы одним из первых начали говорить о необходимости смены модели освоения Сибири и Дальнего Востока. Время идет, а развитие региона по-прежнему остается делом будущего…
– Для начала давайте оценим ситуацию, в которой мы находимся. Тенденции развития региона существуют, но их темпы по многим показателям существенно отличаются от общероссийских. И самое опасное – разрыв нарастает. При этом стартовые-то условия у нас были куда ниже – кризис был более затяжным и глубоким.
Уже сейчас принцип обособленности, автаркии налицо. Поэтому нужно мощное внешнее воздействие со стороны правительства, законодателей, чтобы наши территории стали самодостаточной интегрированной частью единого экономического пространства государства. Только если регион сможет развиваться теми же темпами, что и Россия, можно рассчитывать на то, что он не будет потерян экономически, политически, а может быть, и территориально.
Дальний Восток, Сибирь – далеко не бедные родственники других регионов России. Это наиболее продуктивная и самодостаточная территория и в первую очередь с точки зрения энергоресурсов. Если европейские регионы России – это торговля и финансы, то у нас недра и промышленность. При этом в машиностроении и обрабатывающем секторе сосредоточено более современное и менее физически изношенное оборудование. Так сложилось, наши заводы строились позже.
Ресурсный потенциал региона огромен, но, чтобы его эффективно задействовать в нормальных рыночных проектах, необходимо создать условия, обеспечивающие благоприятный инвестиционный и общий экономический климат.
Сегодня есть понимание того, что нельзя развивать регион, просто заселяя его или акцентируясь на отдельных отраслях. Мы пробовали сосредоточиться на ресурсном блоке, но без развития инфраструктуры это не очень получается. Нужно комплексное, опережающее развитие инфраструктуры. Наша концепция – прежде всего развивать опорные проекты и территории, экономическое оживление которых потянет за собой развитие целых регионов.
Речь идет о Южном и Северном широтных поясах экономического развития?
– Да. Первый пояс идет вдоль Транссиба, второй – вдоль БАМа. Они связаны между собой инфраструктурно, а дальше будут связаны и технологически. В Якутии будет разрабатываться богатейшее месторождение угля «Эльгинское». Его освоение потянет за собой массу вопросов: нужно строить железную дорогу и вести ее до БАМа, БАМ должен быть способен пропустить эти грузы, порту Ванино необходимо развить свои мощности в соответствии с нарастающим потоком грузов и т. д. Вот вам широтный пояс, который связывает все эти предприятия и еще приводит в действие массу мультипликативных моментов. Будет расти рынок потребления, появятся новые предприятия сферы услуг.
По Южному широтному поясу вдоль Транссиба пройдет трубопровод Восточная Сибирь – Тихий Океан, который уже строит «Транснефть». Само прохождение трубы благоприятно сказывается на экономике региона – дает рабочие места, налоги и т. д. Дальше должны появиться новые нефтеперерабатывающие предприятия, большую загрузку получат Хабаровский и Комсомольский НПЗ. Будет работать терминал по отгрузке сырья и уже готовой продукции. В перспективе пойдет ответвление трубы на Китай. В процесс вовлекаются строительство, проектирование, геологоразведка. Создается инфраструктура. Известно ведь, что, когда через оставшиеся без работы села проходит дорога, они сразу оживают. Появляется одно и тянет за собой другое, идет комплексное развитие.
Дальний Восток больше, чем любой другой федеральный округ, специализируется на экспорте сырья. Развитие транзитных коридоров в этом отношении мало что меняет – фактически создаются условия для экспорта природных ресурсов.
– Все это как раз вопрос первоочередных мер, которые должны быть приняты на законодательном уровне. Сегодня регион конкурентоспособен на рынке сырья, нужно сделать так, чтобы такой же конкурентной была и готовая продукция. При этом у нас практически нет обрабатывающего сектора, мы мало чего стоящего выпускаем в легкой промышленности, машиностроении. Конечно, государство не может быть как натуральное хозяйство, но главное – как выглядит товарообмен.
Если страна более чем на 18% зависит от экспорта, она становится зависимой от внешней конъюнктуры. Нужно рассчитывать свое развитие, ориентируясь прежде всего на внутренний спрос.
Если говорить конкретно о Дальнем Востоке, то издержки, которые несет бизнес, решивший создать здесь перерабатывающее производство, не сравнимы с теми, что складываются на европейских территориях России, а о соседнем Китае и вообще говорить не приходится. Необходимо для начала выравнить базовые условия функционирования экономики. Как мы можем развиваться на равных, когда только по энергетике мы проваливаемся в год на сумму около 26 млрд рублей. Колоссально давят транспортные расходы. Сегодня у государства есть возможности компенсировать эти затраты.
СУДЬБА: Последний из выбранных
Виктор Ишаев родился 16 апреля 1948 года в Кемеровской области.
С 1988 по 1990 год возглавлял Хабаровский завод алюминиевых конструкций. С 1990 по 1991 год – первый заместитель председателя Хабаровского краевого исполнительного комитета – начальник Главного планово-экономического управления. В октябре 1991 года указом Президента РФ назначен главой администрации Хабаровского края. Дважды – в 1996 и 2000 годах – избирался губернатором края. Остается одним из последних глав российских регионов, кто был избран на открытых выборах.
Виктор Ишаев – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор. Председатель Российского национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Совета межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья. Соавтор Федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период 2005–2010 годов, руководитель рабочей группы по разработке «Концепции стратегического развития России на период до 2010 года».
Журнал «Финанс.» №8 (194) 26 февраля — 4 марта 2007 — Финансы двфо
Беседовал Леонид Ларин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.