Аренда с риском

Принцип работы возвратного лизинга довольно прост. Предприятие, нуждающееся в оборотных средствах, продает лизинговой компании (ЛК) свое оборудование, которое ЛК приобретает, используя собственные средст­ва, либо привлекая банковский кредит. Купленное оборудование тут же отдается в лизинг прежнему владельцу.

Продать и получить. Таким образом, преимущества возвратного лизинга налицо – предприятие получает оборотные средства, которые оно по тем или иным причинам не смогло занять в кредитной организации, а ЛК получает от клиента лизинговые платежи.

За полученное в лизинг бывшее собственное оборудование лизингополучатель, переставший на время действия договора финансовой аренды быть собственником, налог на имущество не платит. Само оборудование, став субъектом лизинговой сделки, попадает под ускоренную амортизацию, и к моменту окончания договора его балансовая стоимость может составлять 10–15% первоначальной цены. Следовательно, получив после окончания договора лизинга работоспособное оборудование обратно в собственность, клиент ЛК хоть и начинает вновь платить за него налог на имущество, но уже в значительно меньших объемах, чем это было до сделки возвратного лизинга.

Налоговая база уменьшается также за счет лизинговых платежей, которые, согласно закону, полностью относятся на себестоимость продукции (ст. 264 Налогового кодекса РФ). Таким образом происходит уменьшение налога на прибыль.

Бычья болезнь. Однако фискалы относятся к возвратному лизингу с неодобрением. По свидетельству участников рынка, на многие налоговые инспекции возвратный лизинг действует как красная тряпка на быка – обнаружив подобную сделку, фискалы начинают углубленную проверку, обращаются в прокуратуру и в суд.

«Налоговыми органами возвратный лизинг рассматривается как схема ухода от налогов, – говорит заместитель гендиректора по продажам ЛК «Камаз» Олег Ершов. – По риску возникновения необоснованных претензий со стороны налоговиков возвратный лизинг стоит в одном ряду со сделками финансовой аренды с малым сроком или большим авансом».

Эту позицию поддерживает гендиректор «Премьер-лизинга» Анна Тычинина: «Подготовка сделки возвратного лизинга требует не только скрупулезной проверки финансовой надежности клиента, но и тщательного согласования схемы налоговых отчислений в соответствии с законодательством РФ. Его несовершенство тормозит развитие возвратного лизинга. Каждая сделка становится объектом пристального внимания фискалов. В связи с тем, что их отношение к интерпретации возвратного лизинга с каждым годом становится жестче, перспективы развития данного вида лизинга довольно туманны».

Оправдан высшим судом. Определенную надежду для лизинговых компаний и лизингополучателей дает постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ № 9010/06 от 16 января 2007 года, в котором говорится, что возвратный лизинг является законной сделкой, не ведущей к необоснованной налоговой выгоде. Но до полной победы еще далеко.

Немаловажным препятствием для осуществления возвратного лизинга является также запрет на продажу имущества, находящегося в залоге. В данном случае ЛК без согласия банка-кредитора не может приобрести оборудование у компании-должника. Согласие же на продажу банк дает лишь при полном погашении задолженности. А в этом случае сделка возвратного лизинга теряет смысл. Такая картина довольно часто встречается на предприятиях, активно пользующихся кредитами банков.

Журнал «Финанс.» №42 (228) 05 ноября — 11 ноября 2007 — Лизинг
Олег Максименко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.