Копия паспорта как средство от моджахедов

Копирование паспортов при обмене валюты — это один из этапов борьбы с терроризмом и легализацией преступно нажитых доходов. С 2002 года действует закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 7 этого документа содержит норму, обязывающую кредитные организации «идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании». Однако развитие эта законодательная норма получила только в конце 2004 года, когда Банк России выпустил постановление № 262-П, посвященное вопросам легализации. Исходя из этого документа, к сведениям, позволяющим идентифицировать клиента, относятся фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, его выдавшего, и код подразделения).

При обмене валюты ЦБ разрешил применять упрощенную идентификацию (то есть не узнавать у человека дату рождения и гражданство), но официально не разъяснил, можно ли при этом не снимать копию паспорта.

ЦБ страхуется. Начальник отдела разработки методологических проверок кредитных организаций Банка России Галина Сенюк разъяснила «Ф.» следующее: «Снимать копии при операциях по обмену валюты с паспортов надо обязательно на основании пункта 4 статьи 7 закона № 115-ФЗ. Хранить копии, как того и требует закон, следует пять лет. При желании банкиры могут использовать вместо ксерокса сканер и хранить эти копии не в бумажном виде, а в компьютере. При проверках отсутствие ксерокопий мы будем расценивать как нарушение закона».

Подобная позиция мелькала и в ответах на частные запросы банков. Например, в разъяснениях департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 19.01.06 № 12-1-3/99 четко указано, что кредитная организация «должна располагать копиями документов, предъявленных для идентификации личности клиентов». В регионах также предпочитают не спорить с ЦБ. В частности, на семинаре для банковских служащих начальник сводно-аналитического отдела управления по организации инспекционной деятельности Московского ГТУ Банка России Алексей Блинков признал, что «ксерокопирование паспортов всех обратившихся в банки для обмена валюты — весьма затратный процесс: банк должен обеспечить все свои обменные пункты ксероксами, бумагой, помещениями для хранения архивов и т. п. Желание сэкономить является, очевидно, причиной нарушений. Но таково положение действующего закона, а значит, и ставить вопрос — исполнять его или нет? — не приходится».

Тем не менее никаких официальных нормативных документов ни ЦБ РФ, ни, насколько известно «Ф.», территориальными управлениями по вопросу копирования паспортов в обменных пунктах выпущено не было. Так что банкирам пришлось, выслушав частные мнения отдельных сотрудников Банка России, принимать решение на свой страх и риск.

Банкиры притупили слух. Что в итоге получилось? Полный разлад в рядах банковских служащих. В некоторых кредитных организациях уже закуплена копировальная техника и выделено место для хранения ксерокопий, которых даже за день накапливается немало. «При обмене валюты мы снимаем ксерокопии с паспортов клиентов и храним их, как и положено, в течение пяти лет. Выполнять закон непросто, так как в день бывает до 100 операций по обмену валюты. Соответственно требуются техника и надлежащие условия, позволяющие сохранить конфиденциальность сведений. Поэтому, на мой взгляд, закон не выполняют те банки, которые не могут себе позволить закупить соответствующую технику и обеспечить надлежащие условия хранения информации», — говорит Виктория Розова, начальник отдела по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма московского банка «Евромет».

У ее коллег другая аргументация. Главный бухгалтер банка «Кавказ-Гелиос» (Черкесск) Сергей Лейбург и не думает закупать копировальную технику для этих целей: «Статья 7 закона № 115-ФЗ содержит норму обязательного ксерокопирования документов — от этого никуда не деться. Но ЦБ РФ, издав постановление № 262-П, при толковании норм закона ввел понятие «упрощенная идентификация» и соответственно не заставлял нас ксерокопировать паспорта! Мы, как и многие другие банки, при проведении операций стали вносить в реестры только паспортные данные, которые требуются для упрощенной идентификации. При проверке территориальное управление ЦБ нас не мучило — ему данных в реестрах было достаточно. Что дальше будет — посмотрим. Думаю, здравый смысл восторжествует». Главный бухгалтер столичного Кредитсоюзкомбанка Наталья Матвейцева также считает, что нет никакой необходимости снимать копии с паспортов в обменных пунктах.

Некоторые банки ксерокопированием занимаются только в филиалах, получивших «письма счастья от территориальных управлений Банка России. Правда, в таких кредитных организациях предпочитают публично не заявлять о своей позиции, чтобы не выглядеть в глазах общественности «и вашим, и нашим».

Но вот в чем парадокс. Статья 7 закона о легализации вступает в противоречие с законом № 24-ФЗ, по которому защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Попавшие в руки мошенников копии паспортов могут принести большие проблемы владельцам этих документов. Последние события наглядно это доказывают. В Москве и Ростове-на-Дону выявлены махинации с ксерокопиями паспортов. В столице сотрудница одной кредитной организации выдавала кредиты по копиям паспортов, на самом деле присваивая деньги себе. В Ростове была похожая ситуация. Комментируя эти дела, начальник отдела Главного следственного управления при ГУВД Ростовской области Сергей Яковлев заявил журналистам: «Надо быть крайне осторожным, когда вас просят оставить где-нибудь копии документов. Ведь затем без вашего ведома мошенники могут совершить практически любую финансовую операцию». Таким образом, если в составе сотрудников одного из обменных пунктов найдется «паршивая овца», которая передаст копии паспортов клиентов банка мошенникам, у банкиров есть большой шанс оказаться в суде за нарушение закона № 24-ФЗ.

Банкиры обсуждают тему лишения лицензии Миркомбанка, который якобы не информировал ФСФМ об операциях, подлежащих обязательному контролю, и не выявлял «подозрительных» клиентов в соответствии с законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Немудрено, что некоторые кредитные организации предпочитают во всем идти навстречу финразведке — лишь бы выжить.

Но, как показывает практика, активная помощь ФСФМ в ее нелегком труде тоже чревата неприятностями. Можно попасть в такую же комичную ситуацию, что и Северо-Западный Сбербанк в декабре прошлого года. Сотрудники банка, стараясь идентифицировать клиентов, как того и требует закон о легализации, стали требовать паспорта у людей, оплачивающих услуги ЖКХ. Общественность, естественно, возмутилась. Причем настолько, что главе ФСФМ Виктору Зубкову пришлось выступить перед представителями прессы с критикой действий Сбербанка, называя их безобразием. Так что слишком рьяное выполнение рекомендаций ЦБ вполне способно привести к народным возмущениям.

Впрочем, ситуация может разрешиться сама собой. В Госдуму внесен законопроект, упрощающий обмен небольших сумм валюты. «Новый законопроект вносит поправки в статью 7 закона о легализации № 115-ФЗ. В частности, он отменяет идентификацию клиентов по операциям обмена валюты, оплаты услуг ЖКХ, сотовой связи на сумму до 15 000 рублей включительно. Документ будет рассмотрен на весенней сессии Госдумы», — сообщил «Ф.» один из разработчиков документа, первый заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев.

Пока же гражданам лучше менять валюту по водительским правам или обращаться в обменные пункты, где копии паспортов не снимают.

Журнал «Финанс.» №11 (148) 20-26 марта 2006 — Банки
Вероника Горячева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.