Искусство легче спрятать, чем застраховать

На переполненном яркой и модной молодежью «Винзаводе» экспонируются картины Семена Файбисовича. Его работы – прописанные маслом фотографии – оценивались в начале апреля на Sotheby’s в $100–120 тыс., а с последнего аукциона картина «Красота» ушла за полмиллиона долларов. Организатор выставки одного из самых дорогих современных российских художников – галерея «Риджина» – воров не боится, произведения не застрахованы. И это стандартная для рынка позиция.

По оценкам руководителя направления страхования культурных ценностей «Альфастрахования» Андрея Кучи, сегодня компании собирают на этом рынке порядка $6 млн. И в основном речь идет об «обязательных» полисах. По закону «О вывозе и ввозе культурных ценностей», без страховки учреждения культуры не могут получить разрешение на показ экспозиции за рубежом. Поэтому, уточняет главный эксперт управления по страхованию культурных ценностей «Спасских ворот» Евгений Ланин, большая часть бизнеса приходится на договоры с госмузеями. Кстати, именно «Спасские ворота» и «Ингосстрах» поделили значительную часть «госмузейного» рынка. Достаточно сказать, что первая компания обслуживает ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, а вторая – Эрмитаж в Петербурге.

Остальным страховщикам приходится работать с выставочными центрами, галереями и частными коллекционерами, которые не очень активно идут на контакт. Директор департамента имущественного страхования «Росно» Артем Искра считает, что, если убедить частников страховаться, рынок может вырасти до $1,5 млрд. До недавнего времени свои коллекции страховали лишь акционеры или друзья акционеров страховых компаний. Люди «с улицы» среди клиентов появились только в последние годы. Денис Лукашин, гендиректор «Артконсалтинга», компании занимающейся экспертизой антиквариата, отмечает, что большинство коллекционеров не готовы «засвечивать» свои собрания при покупке полиса. Во-первых, приобретенные на сером рынке антикварные вещи и культурные ценности могут оказаться в розыске. Во-вторых, многие не желают демонстрировать размеры своих состояний. Если полис необходим, частники обычно прибегают к услугам посредников, которые оформляют его по доверенности. «Да, мы оказываем подобные услуги при перевозке», – соглашается гендиректор «Арт уэй групп» Максим Млехович.

К тому же покупка страховки – дело трудоемкое. Клиент должен предоставить документы с оценкой стоимости произведения искусства на основании технологической и искусствоведческой экспертиз. У крупных музеев, того же Пушкинского или Третьяковской галереи, есть свои собственные исследовательские центры, поэтому им несложно подготовить документы, подтверждающие подлинность и стоимость имущества. С частными лицами все сложнее: даже если вещь была куплена вместе с сертификатом подлинности, страховщик все равно отправит потенциального клиента на экспертизу. «По некоторым оценкам, в России до половины предметов искусства, считающихся культурными ценностями, – подделки», – объясняет заместитель гендиректора «Ресо-гарантии» Игорь Иванов.

К тому же страховая защита отнюдь не универсальна. В стандартный пакет рисков входят: огневые (пожар, удар молнии, взрыв газа), повреждения водой, стихийные бедствия, кражи, грабежи, противоправные действия третьих лиц, падения летательных аппаратов, столкновения с автотранспортом. При этом далеко не все компании покрывают риски вандализма, конфискации по распоряжению властей и потери стоимости (когда страховщик оплачивает не только реставрацию, но и компенсирует разницу в стоимости после нее).

Между тем уровень выплат в этом бизнесе крайне низкий. Никто из опрошенных «Ф.» страховщиков не смог вспомнить ни одной кражи застрахованного произведения за последние два года. «Картину украли и вывезли за границу, МВД и Интерпол бессильны, компания направляет своего человека, который расследует преступление, – все это кино, – улыбается Дмитрий Кодзасов, менеджер «Файн арт уэй», занимающейся перевозками произведений искусства для галерей Марата Гельмана, XL Gallery, «Айданы», «Риджины». – Картины чаще страдают в дороге, если их плохо упаковали». По оценкам экспертов, страховые тарифы в этом бизнесе колеблются от 0,5% до 1,5%.

Журнал «Финанс.» №18(253) 12 мая — 18 мая 2008 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.