Когда доходы текут в казну рекой, вопрос «куда уходят деньги?» задают редко. Кризис возвращает ему актуальность

«Федеральный бюджет 2009 года будет сбалансирован даже при среднегодовой цене нефти $60 за баррель», – заявил замминистра финансов Дмитрий Панкин. Если учесть, что совсем недавно речь шла о $70, сообщение утешительное. Если вспомнить, что «черное золото» уже падало в цене ниже $60, а компании нефтегазового сектора нынче занимаются перекройкой своих планов, закладывая в них баррель по $50, оптимизм как-то меркнет. Проект федерального бюджета на 2009 год верстался исходя из средней цены $95, и нефтегазовые доходы были спрог­нозированы в размере почти 4,7 трлн рублей (это более 40% суммарных поступлений). Верить в реали­стичность этих проектировок становится все сложнее.

Перспективы появления небольшого дефицита в федеральном бюджете в обозримом будущем не так страшны, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, его вполне можно будет покрывать заемными средствами: государственный долг России сейчас очень невелик. Во-вторых, конец бюджетного благоденствия должен вызвать у чиновников и политиков не только чувство некоторого дискомфорта, но и полезное отрезвление. Вероятно, разговоры о необходимости строить в Москве финансовый центр и превращать рубль в мировую резервную валюту будут звучать реже. Кризис хорош тем, что заставляет отвлекаться от высоких материй и возвращаться к более прозаическим задачам.

Региональные госфинансы должны дать вла­стям дополнительную пищу для ума. Первым субъектом федерации, ощутившим кризис на собственной

шкуре, стал вовсе не один из дотационных регионов Северного Кавказа или Дальнего Востока, а экономически процветающее Подмосковье (стр. 34). Особую пикантность ситуации добавляет то обстоятельст­во, что с лета в правительстве области фактически нет министра финансов и после освобождения этого поста Алексеем Кузнецовым сменилось уже двое исполняющих обязанности.

Пока серьезной озабоченности не чувствуется. Да, губернаторы многих регионов объявили о предстоящем сокращении аппарата. Но трудно сказать, насколько полезной будет такая экономия. Скорее всего, просто упразднят незанятые ставки. В любом случае главная проблема бюрократии не столько в ее многочисленности, сколько в низкой производительности труда и запредельной коррумпированности. Второе секвестированием бюджета точно не лечится.

Есть другие расходы, к которым стоило бы присмотреться. Вот, к примеру, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов опроверг слухи об изменении доли участия города в финансировании стадиона для футбольного клуба «Зенит», а также делового «Охта-центра». Многие горожане наверняка разочарованы. Да и Мо­сква могла бы безболезненно сократить кое-какие расходные статьи. Например, не строить анонсированный минувшим летом санаторий на берегу Мертвого моря, где бы «отдыхали и лечились москвичи», не вкладывать деньги в развитие очень немосковских аэропортов и тому подобные проекты.

Да

Бен Бернан­ке напомнил Алана Гринспена

Нет

Торговый баланс ослабел от нефти

Журнал «Финанс.» №41 (276) 03.11–09.11.2008 — Ответы экономики
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.