«Автоваз» медленно, но верно «утекал» в собственность группы «СОК». Не спеша, она перехватывала фактический контроль над предприятием. По некоторым оценкам, треть менеджмента среднего звена «Автоваза» составляли выходцы из «СОК». «Свои люди» продавливали выгодные для группы решения. Например, в 2004 году завод заключил пятилетний кабальный контракт на эксклюзивные поставки запасных частей к Lada с компанией «Соло», входящей в «СОК». По этому соглашению «Автоваз» и его поставщики должны были продавать «Соло» запчасти, а она через 25 региональных складов реализовывала их дилерам. При этом в случае досрочного расторжения контракта со стороны «Автоваза» завод обязывался выплатить «Соло» штраф в 14 млрд рублей. Правда, не считая решений, принятых в интересах «СОК», в остальном выходцы из группы были безупречны. Так, Юрий Амелин, начальник управления поставок автомобилей на внутренний рынок, инициировал пересмотр дилерской политики «Автоваза». По его инициативе была создана одноуровневая система продаж, сформулированы четкие требования к реселлерам, а «тольяттинская площадка» потеряла приоритет перед остальными.
Не случайно уход Владимира Каданникова в конце октября 2005 года с поста председателя совета директоров «Автоваза» рынок воспринял как полный переход завода под контроль «СОК». Благо для этого «соковцам» не требовалось даже покупать акции предприятия. Структура собственности «Автоваза» такова, что он, по сути, владеет сам собой (см. схему). И заводом владеет тот, кто им управляет.
Однако планам владельца «СОК» Юрия Качмазова (№ 86 в рейтинге миллиардеров «Ф.») не суждено было сбыться. И вялотекущий захват собственности вдруг резко сменился «мягкой» национализацией. Сергея Чемезова, генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» (единственного государственного посредника в России по экспорту-импорту военной продукции), вдохновил пример «Газпрома» и «Роснефти», купивших соответственно «Сибнефть» и «Юганскнефтегаз». Выбор пал на «Автоваз», тем более что не нужно было тратить деньги на покупку его акций из перекрестной схемы владения. Требовалось лишь посадить своих людей на ключевые посты. В результате прошедшего в декабре 2005 года внеочередного собрания акционеров 7 кресел из 12 в совете директоров «Автоваза» заняли представители государства: три от Внешторгбанка, два от «Рособоронэкспорта», глава Роспрома Борис Алешин и Максим Ногайцев, генеральный директор компании «Кате» (считается дружественной ФГУП). Представители компании Сергея Чемезова заняли ключевые посты на заводе: Владимир Артяков возглавил совет директоров, а Игорь Есиповский был назначен генеральным директором «Автоваза».
Новое руководство тут же начало «чистки». Свои посты потеряли «соковцы» – ключевые сотрудники дирекции по сбыту, в том числе Юрий Амелин. Поменялась верхушка финансовой службы: Илья Губин, президент Новикомбанка, обслуживающего счета «Рособоронэкспорта», стал вице-президентом по экономике и финансам «Автоваза», а его заместитель Сергей Фомин возглавил казначейство и стал финансовым директором.
«СОК» был вынужден «подвинуться» и забыть о своих наполеоновских планах. Не помог и контракт со штрафом в 14 млрд рублей. «Автоваз» готовится его расторгнуть, а группа Юрия Качмазова уже распространила официальное заявление о том, что не собирается применять штрафные санкции. Ничего другого ей делать не оставалось, ведь сотрудники прокуратуры и милиции уже начали проверку деятельности «СОК», а против одного из ее топ-менеджеров было возбуждено уголовное дело.
Журнал «Финанс.» №3 (140) 23-29 января 2006 – Компании
Андрей Школин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.