Обрушение крыши

23 февраля трагедия на Басманном рынке унесла жизни 56 человек и ускорит смену власти в Москве. ЧП показало: должных мер безопасности мэрия после обрушения крыши Трансвааль-парка не приняла. Оба здания проектировал один архитектор. После трагедии двухлетней давности в здании рынка нашли проблемы, но должных мер не приняли.

Центральный клуб коррупции. Москва — финансовый центр России, и по бюджетным доходам тягаться с ней ни один субъект Федерации не в состоянии. Расходы московского бюджета на 2006 год запланированы в размере $20 млрд. Примерно $2000 на каждого из 10,1 млн москвичей (данные переписи 2002 года). Это на 66% больше, чем планирует в этом году потратить на одного человека небедный Петербург.

Разумеется, при таком богатстве мэрия во главе с Юрием Лужковым делает полезные дела. Внешний облик города местами создает иллюзию, что у него рачительный хозяин. Однако это только иллюзия: хозяйствование, мягко говоря, неэффективно из-за всепроникающей коррупции.

Бюджетные деньги перераспределяются в пользу фирм, имеющих хорошие связи или де-факто находящихся под контролем чиновников. Препоны, воздвигнутые для «чужих» на строительном рынке, пока не может разрушить даже такой дерзкий либерал, как руководитель ФАС Игорь Артемьев. Статьи расходов в бизнес-планах почти официально включают суммы взяток за «решение вопросов». В себестоимости отдельных объектов такие затраты превышают половину.

Огромное число людей в Москве обмануты строительными фирмами, которые утверждали, что действуют «под крышей» мэрии, а значит, им можно доверять. Те же, кому повезло, начинают жить в квартирах, но годами не могут получить право собственности. Мэрия от проблем самоустраняется.

Московская пробка. Еще одна мегапроблема Москвы — дорожные пробки. Часы, которые вы стоите в пробках, — это потерянные деньги. Предположим, 2 млн москвичей проводят в пробках всего по часу в день. Если это оборачивается потерей хотя бы $10 на каждого, за год набежит $6 млрд. Цифры условные, но масштаб проблемы очевиден. А ведь можно, например, ввести платный въезд в центр и ускорить введение современных видов общественного транспорта.

Бесконтрольность и безответственность чиновников процветают и в мелочах. В новые детские сады в рамках госпоставок чиновники завозят то, что детям просто не надо. Недавно я услышал от одного родителя историю, как в московский садик завезли огромные вилки и ложки из сомнительного металла, двухлитровые кастрюли, ненужные для развития книги и т. д. Почти все, что необходимо детям, родителям пришлось закупать на свои деньги. Зато люди, которые занимались поставками, наверное, довольны. Родители, правда, готовы смиренно платить, ведь в Москве катастрофически не хватает детских садов, а темпы решения этой проблемы вызывают изумление. Так, на жилой комплекс «Гранд-парк» из 4000 квартир мэрия предусмотрела лишь четыре детсада по 100 мест каждый.

Почему же за Юрия Лужкова в 2003 году проголосовало 74,8% москвичей, а в 1999 году — почти 90%? Во-первых, сам мэр весьма обаятелен и, наверное, искренне хочет сделать «как лучше». Во-вторых, косметический эффект от его деятельности присутствует. В-третьих, логика москвичей цинична до предела: они считают, что смена сытой московской элиты на другую — относительно голодную — обернется не уменьшением текущего воровства, а, напротив — его увеличением.

Теперь же глав субъектов Федерации фактически назначает президент. Московские чиновники ждут главного обрушения крыши — отставки Юрия Лужкова — и занимаются своими делишками.

Журнал «Финанс.» № 8 (145) 27 февраля — 5 марта 2006 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.