Модерн, ставший классикой. Классика — ожившая, помолодевшая, читаемая каждый раз по-новому. История Америки, рассказанная языком пластики: «звезды и полосы» американского флага, переплавленные в отточенные движения…
Бриллианты американского балета хранятся в трех шкатулках: American Ballet Theatre, New York City Ballet и Alvin Ailey American Dance Theatre — ведущих балетных компаниях США. В следующий понедельник взглянуть на ювелирную коллекцию сможет и публика Большого театра. В программе — балеты в постановках легендарных хореографов Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта, Джерома Роббинса, Энтони Тюдора и Элвина Эйли. Что касается самих «бриллиантов», то они носят имена Дамиана Вотцела, Венди Вилан, Джока Сото, Итана Стифела, Паломы Эрреры, Аманды Маккерроу, Джиллиан Мерфи, Мишель Уилес, Дэвида Холберга, Альберта Иванса, Мэттью Рашинга и Джона Гарднера. Состав действительно звездный: на главную российскую сцену выйдут примы и премьеры американских танцевальных компаний.
Балет российский и балет американский, как ни странно, явления глубоко родственные. Классическая традиция и модернистские изыски, привнесенные эмигрировавшими из СССР танцорами и балетмейстерами, наложились на энергию и техничность только-только нарождающегося балета США. Культовые фигуры Джорджа Баланчина и Михаила Барышникова сформировали облик двух крупнейших ныне театров — American Ballet Theatre и New York City Ballet.
Русская школа американского балета. Предыстория New York City Ballet началась в 1933 году, когда 26-летний Линкольн Керстайн, образованный американский меценат, увлекавшийся литературой и искусством и некогда посещавший балетную школу Михаила Фокина, решил создать в США танцевальную труппу, которая одновременно стала бы своеобразной кузницей кадров для молодого американского балета. Замысел стал реальностью, когда Линкольн Керстайн познакомился с американским хореографом грузинского происхождения Джорджем Балан- чиным (настоящее имя — Георгий Баланчивадзе. — «Финанс.»), которому и предложил возглавить Школу американского балета. Баланчин предложение принял и с 1934 по 1948 год принялся формировать профессиональный коллектив, которому под силу было бы освоить новый, современный репертуар. Сложные времена настали в период Второй мировой войны, когда Керстайн ушел на фронт. Баланчин вернулся в «Русский балет Монте-Карло», с которого началась его американская карьера (в 1924 году, вскоре после эмиграции из СССР, его пригласил туда Сергей Дягилев), и до конца войны о Школе американского балета пришлось забыть. С мертвой точки ситуация сдвинулась в 1946-м, когда Баланчин основал некоммерческую организацию Ballet Society, два года спустя вошедшую в состав театра New York City Center. Так на свет появился New York City Ballet, который в 1963 году получил от Фонда Форда грант на сумму $ 5,9 млн, а в 1964-м — и шикарное 30-миллионное здание в комплексе Линкольн-центра.
В основу репертуара нового театра легли, разумеется, постановки самого Баланчина. Впрочем, в 1948-м тот пригласил 30-летнего хореографа Джерома Роббинса, который создал приобретшие известность балеты «Клетка» на музыку Игоря Стравинского, новую редакцию «Послеполуденного отдыха фавна» и романтические «Танцы на вечеринке», поставленные на музыку Шопена. На концерте в Большом театре отрывки из сюиты станцуют ведущий солист NYCB Дамиан Вотцел и танцор American Ballet Theatre (ABT) Итан Стифел.
После смерти Баланчина в 1983 году именно Джером Роббинс, а также датский танцовщик Питер Мартинс (который остается руководителем NYCB до сих пор) возглавили осиротевшую труппу. Они продолжали ставить легендарные балеты Баланчина, добавив в репертуар и композиции современных хореографов.
Под руководством беглеца. История American Ballet Theatre развивалась параллельно и оказалась довольно похожей. На этот раз роль создателя балетной труппы принадлежит женщине: богатая вдова Лючиа Чейз в 1939 году вместе с антрепренером Ричардом Плезантом и художником Оливером Смитом организовала балетную компанию, которая сначала фигурировала под названием Ballet Theatre, а в 1956-м к нему добавилось уточнение — American Ballet Theatre. Ранняя история ABT связана прежде всего с именем английского хореографа Энтони Тюдора, который в 1939 году переехал в США. Он привнес в американский балет естественность и особенный психологический драматизм, который московские зрители смогут уловить в постановке «Листья увядают» на музыку Антонина Дворжака (в рамках «Бриллиантов американского балета» ее исполнят Аманда Маккенроу и Джон Гарднер).
Но вернемся к российским корням. С отечественным балетом American Ballet Theatre связывает еще одно легендарное имя — Михаила Барышникова, который в 1980 году становится художественным руководителем театра. Барышникова называли соперником Рудольфа Нуриева, благо у них действительно было много общего. Как и Рудольф, он был воспитанником хореографа Александра Пушкина, как Рудольф, танцевал на сцене Кировского театра, как Рудольф, во время зарубежных гастролей навсегда покинул СССР. Впрочем, в отличие от спонтанного побега Нуриева (см. «Финанс.» № 31) решение Барышникова было заранее обдумано. 30 июня 1974 года, когда после недельных выступлений в Канаде труппа собралась покидать Торонто, Михаил Барышников сел не в общий автобус, а в поджидавшую его машину, которая увезла танцора в сельское поместье, и он оказался вдали от любопытной прессы и жадной до сенсации публики.
В 1976-м Твила Тарп, работавшая хореографом в American Ballet Theatre, поставила специально для Барышникова модернистский балет «От слова к делу», в котором Михаил станцевал комедийного персонажа. К слову, основательница театра Лючиа Чейз вообще активно приглашала зарубежных танцоров: на сцене ABT выступали Наталья Макарова и Рудольф Нуриев, Эрик Брун и Карла Фраччи… Михаил Барышников, возглавлявший театр в 1980-1989 годах, придерживался иной политики: его протеже становились лучшие артисты из самой труппы: Сьюзан Джаффе, Хулио Бокка, Аманда Маккерроу. На мастерство последней можно будет полюбоваться и в Москве: помимо упомянутой уже постановки «Листья увядают» она станцует в отрывке из балета «Не все ли равно?», поставленного Джорджем Баланчиным на музыку Джорджа Гершвина.
Первое впечатление Элвина Эйли. Alvin Ailey American Dance Theatre, казалось бы, явление чисто американское. Да и история самого основателя театра Элвина Эйли напоминает воплощение американской мечты о self-made-man: с помощью напористости и таланта он создал крупнейшую в США театральную компанию и стал автором 79 (!) оригинальных постановок, перешедших в разряд балетной классики.
Впрочем, и здесь русский балет был точкой отсчета, той самой зацепкой, с которой все и началось. Чернокожий паренек впервые в жизни увидел балет. Зрелище оказалось настолько захватывающим, настолько пронзительным и тонким, что решение созрело мгновенно: балет для Элвина Эйли должен стать делом всей жизни. По стечению обстоятельств «очень красивым» балетным представлением, поразившим юношу в самое сердце, оказалось выступление «Русского балета Монте-Карло». Безнадежно заболевший танцем, Эйли стал брать уроки у Лейстера Хортона.
В 1958-м молодой и талантливый хореограф уже основал Американский театр танцев имени… себя и дебютировал на сцене Центра культуры Манхэттена. Через два года свет увидел знаменитый модерн-балет «Откровения», в котором в качестве музыки Эйли использовал традиционные негритянские спиричуэлс. На гала-концерте «Звезды американского балета» танцор Alvin Ailey American Dance Theatre Мэттью Рашинг исполнит соло «Грешник» из постановки «Откровения», а также отрывок из балета «Песни о любви».
Гала-концерт «Бриллианты американского балета» обещает стать ярким событием в московской театральной жизни. Молодой, но энергичный американский балет, взращенный на русской танцевальной традиции и впитавший в себя все лучшее из мировой классики, предстанет перед глазами столичной публики. И будем надеяться, что звезды американского балета будут танцевать с блеском, достойным бриллиантов.
Журнал «Финанс.» № 35 (10-16 ноябрь 2003) — Отдых
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.