Лишь каждый пятый из 1600 респондентов видит пользу в данном виде обязательного страхования, а 12% указывают на его вредоносность. Впрочем, понимание приходит с опытом, и если в качестве объекта исследования оставить только владельцев полисов ОСАГО, картина вырисовывается более четкая: 34,4% настроены позитивно, 17,9% – негативно, но более всего – 39% – нейтральны в своих взглядах.
Но мало купить полис – чтобы испытать всю полноту ощущений, надо побывать в ДТП. Если более четверти безаварийных автовладельцев затрудняются ответить на вопрос, довольны ли они своим страховщиком, то при наличии неприятного опыта с этим проблем не возникает. Примечательно, что более или менее удовлетворенных услугами своей компании больше, чем разочарованных, – 53,7% и 43,9% соответственно.
Довольные или недовольные, но 60,1% респондентов ВЦИОМ собираются перезаключать договор ОСАГО в той же компании, 8% либо уже сменили страховщика в текущем году, либо сделают это, когда придет время. Но есть еще 9,1% автовладельцев, которые вовсе не планирует обновлять свой полис. Трудно представить, что все они вознамерились продать свои машины и пересесть на велосипеды. Значит, по крайней мере часть из них будет ездить незастрахованными? Почему бы нет. Топ-менеджер одной из страховых компаний не так давно проводил эксперимент: разъезжал без полиса и ждал, когда же его поймает ГАИ. На тот момент, когда об этом стало известно «Ф.», исследовательская акция продолжалась несколько месяцев, но в поле зрения инспекторов экспериментатор ни разу не попал. К тому же у аферистов сейчас можно приобрести дешевую подделку полиса, которую «не стыдно» показать сотруднику ГИБДД.
Поинтересовались социологи и тем, где россияне покупают «автогражданку». 45,8% не ленятся обращаться в офис страховщика, 28,2% предпочитают действовать через агента, а 18,8% автовладельцев «отовариваются» полисами в ГИБДД. Вообще-то торговать «автогражданкой» на территории госучреждений не совсем законно, но, возможно, респонденты имели в виду передвижные точки продаж в непосредственной близости от объектов ГАИ.
В ходе опроса социологи также выяснили, что россияне побаиваются либерализации тарифов на ОСАГО. Почти две трети опрошенных убеждены, что регулированием тарифов должно заниматься государство, и только 13% считают, что справедливую цену способны назначить сами страховщики.
Журнал «Финанс.» №26 (116) 25-31 июля 2005 – Страхование
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.