Надежда на искусство

Началось все более ста лет назад в Венеции. В городе на воде, в котором почти каждый дом — дворец, собор или музей, впервые прошел общемировой смотр новейших достижений в области искусства — биеннале (выставка, проходящая раз в два года. — «Ф.»). Позднее крупнейшие художественные форумы объединились в единую международную сеть. Если все пройдет так, как задумали организаторы мероприятия, Москва войдет в число общемировых центров современного искусства.

Московская биеннале для России — событие общегосударственного масштаба. Она часть федеральной целевой программы «Культура России 2001-2005 годы» и была инициирована Министерством культуры РФ. Было заявлено, что смотр призван ни больше ни меньше способствовать модернизации российской культуры и повышению ее конкурентоспособности на мировой арене.

Смотр будет проходить регулярно. И Московская биеннале — 2005 только часть глобального проекта, цель которого — представить российской публике искусство современных художников разных поколений. Первый шаг — показать творчество молодых и одновременно с этим обозначить темы и сюжеты, над которыми работают художники в начале XXI века. Посмотреть будет на что: на биеннале свои работы представят двести художников и творческих групп из двадцати стран и пяти континентов.

Проект разделен на несколько программ. Основная — под философическим названием «Диалектика надежды» — расскажет о том, что молодые мыслители от искусства думают об одном из фундаментальных переживаний современного человека. Надежда — двоякое чувство, одновременно экзистенциальное (личностное) и социальное (коллективное, общественное). Вопрос, который задают организаторы и на который будут даны самые разные ответы: что в недалеком будущем ждет отдельного человека, государство и весь мир?

Фокусом программы станет современный диалектический характер надежды и его проявления в различных формах современного искусства.

Специальные проекты биеннале, призванные расширить представление россиян о новейших художественных тенденциях, покажут искусство России, стран бывшего Советского Союза, а также творчество российских художников, живущих за рубежом. На общем фоне выделяются проекты специально приглашенных гостей. Повышенного внимания заслуживают экспозиции трех мировых знаменитостей — американца Билла Виолы, который представит на смотре инсталляцию «Приветствие», француза Кристиана Болтански с его новым проектом и россиянина, проживающего в США, Ильи Кабакова, инсталляция которого будет демонстрироваться в мастерской художника на Сретенском бульваре.

«На первой Московской биеннале современного искусства, — рассказывает PR-менеджер агентства :Marka:face:fashion:, официального пресс-агента биеннале, Дарья Бутусова, — наряду со знакомыми жанрами визуального искусства — живописью, графикой, фотографией — будут представлены и новые, получившие распространение в конце ХХ — начале ХХI веков, — видеоинсталляция, перформанс, видеоарт».

Единого выставочного пространства у московского смотра пока нет: основной проект будет представлен на трех площадках — в музее В.И. Ленина, в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева и на платформе станции метро «Воробьевы горы». Специальные проекты будут осуществляться в Музее им. Пушкина, в Третьяковской галерее, в ЦДХ, в Музее современного искусства и во многих других выставочных залах столицы и области.

Журнал «Финанс.» № 3 (93) 24-30 января 2005 — Отдых
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.