Концерт наизнанку
Начальный этап, разумеется, – переговоры. Они никогда не ведутся напрямую с артистом. На Западе существует мощная система агентских компаний, владеющих правами на выступления той или иной звезды. Когда певец или группа собирается в турне, его агент связывается с промоутерами и выясняет, какие условия они могут предложить. Со своей стороны промоутеры тоже внимательно изучают списки артистов, в планы которых входит европейский тур, и предлагают включить Москву или Санкт-Петербург в концертный лист. Это выгодно всем: команда собрана, инструменты упакованы, программа обкатана… Если музыкант дает концерт в Финляндии, ему удобно заехать и в Санкт-Петербург. А оттуда уже рукой подать до Москвы. Приглашать же кого-то отдельно – one off – удовольствие очень дорогое, которое могут позволить себе только крупные компании и банки. Так, приезд Пола Маккартни обошелся Альфа-банку в $3 млн.
В концертном бизнесе многое зависит от сцены, которую промоутеры могут предоставить для выступления артиста. Качественный зал – одно из вполне естественных требований, которые предъявляют агенты. И здесь зачастую начинаются проблемы. Количество площадок весьма ограничено, аренда расписана на месяцы вперед, да и само оснащение оставляет желать лучшего. “Кроме Ледового дворца в Санкт-Петербурге, в России нет ни одного профессионального зала, отвечающего современным требованиям, – говорит президент компании JSA Александр Стрижак. – Очень сложно создать хорошую VIP-зону, потому что старые площадки не предполагают отдельного входа для элитных гостей”. Зал подбирается специально “под артиста”, и ранг площадки кардинально влияет на цену входного билета. По словам Надежды Соловьевой, помощника президента компании SAV Entertainment, средняя стоимость билетов в Кремлевский дворец составляет $35-40, в Олимпийский – $15-20, в Лужники – $15-18.
Билетика не найдется?
Из чего же формируется та сумма, которую в итоге мы и платим за концерт любимых Deep Purple или Rolling Stones? Изначально промоутер вычисляет затратную часть. Сюда входит аренда оборудования, оплата охраны, стоимость площадки. Не последнюю роль играет популярность артиста и то, насколько дорогое шоу он с собой везет. Полученная сумма делится на количество мест в зрительном зале. Впрочем, рассчитывать на стопроцентное заполнение помещения не стоит: обычно при составлении сметы исходят из того, что будет куплено около 70-80% билетов. Средняя сумма, которую российскому потребителю не жалко отдать за концерт, близка к $20.
На покупательную способность влияют многие факторы. По образному определению Татьяны Дальской, специалиста по связям с общественностью и маркетингу АНОК TCI, “заключение заблаговременного контракта с западной звездой – своего рода рулетка”. Безусловно, сильный удар по развлекательно-гастрольному бизнесу нанесли известные теракты: осенью 2002 года в Москве (мюзикл “Норд-Ост”) и 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. На то, сколько человек будет присутствовать в зале, влияет и время года (“мертвым сезоном” считается июль), и праздники (Новый год – тоже не лучшее время для организации концерта). “Можно хорошо заработать на одном концерте и потерять на другом”, – говорит Татьяна Дальская.
К нам приехал, к нам приехал…
Если на заре 90-х многие звезды заявляли, что никогда не ступят на территорию бывшего USSR, то в начале нового века большинство из них (те же Пол Маккартни или Элис Купер) вполне подтвердили классическое правило: никогда не говори “никогда”. “Мы такая же часть рынка, как и прочие страны, – утверждает Надежда Соловьева. – В основе желания или нежелания с нами сотрудничать лежит чисто экономическая составляющая”. “Отношение к России достаточно цивилизованное, но в глубине души нас все равно считают страной с медведями, бродящими по Красной площади”, – комментирует Александр Стрижак. А представители TCI высказываются и вовсе радикально: “Для Запада мы пока так и остались второсортным рынком, а посему нам зачастую выдвигают очень жесткие условия”, – говорит Татьяна Дальская. Так, Moby, дающий 23 и 24 июня концерты в Москве и Санкт-Петербурге, выделил для российских журналистов всего час (и это на оба города, включая время поездки до места пресс-конференции!).
Что же не устраивает западных партнеров? Во-первых, большие расстояния. Даже Москву и Питер не всегда удобно внести в европейский тур. Что же тогда говорить о провинциальных городах, где расстояния намного больше, а покупательная способность ниже? Будучи в Германии, артист за пять дней может посетить от трех до пяти городов. В России можно потратить эти пять дней только на дорогу.
Вторая очевидная проблема – это ситуация с пиратством. Не секрет, что основной источник дохода музыкантов – вовсе не концерты, а средства, вырученные от продажи пластинок. И артист (а точнее, его агент), выбирая между двумя странами, разумеется, отдаст предпочтения той, где он лидирует по рейтингам продаж. Дабы “соблазнить” прагматичных звезд, наша сторона вынуждена предлагать большие гонорары.
Третье “но”, которое способно заморозить рвение самых ярых поклонников “русских мотивов”, – поистине непредсказуемый аттракцион под названием “российская таможня”. Здесь может случиться все. “В тот день, когда мы организовывали концерт Roxette, – вспоминает Александр Стрижак, – ввели новые таможенные правила, и на границе между Финляндией и Россией образовалась 27-километровая очередь. Нужно было срочно провезти оборудование группы, и пришлось задействовать связи в финском и шведском посольствах, вызывать охрану из петербургского офиса, чтобы быстро и безопасно, с сиренами и мигалками проскочить эту жуткую пробку”. Согласитесь, иностранцам объяснить подобный форс-мажор довольно проблематично.
Чего же хотят звезды за подобные мучения? Как ни странно, их требования особым размахом не отличаются и не так уж часто касаются бытовой жизни. Помимо обустройства площадки обговаривается, что должно находиться в гримерных комнатах. Впрочем, эксцентричные вещи все же бывают. Например, Пол Маккартни не может ездить в машине с кожаными сиденьями; Элис Купер настаивает, чтобы каждое утро ему поочередно приносили то белые, то черные носки; Moby не выносит одежду из “живых” материалов. А Ричи Блэкмор выставил условие, чтобы во время его выступления на сцене были живые деревья и стога сухого сена (что вызвало приступ ужаса у наших пожарных), а на первых рядах сидели люди в средневековых костюмах. Но, в общем-то, все это довольно безобидные мелочи, которые скорее смахивают на хорошо продуманный пиар, чем на пресловутые капризы звезд.
Протянуть руку спонсорства
Существуют проекты, которые концертные агентства в одиночку “потянуть” просто не в силах, и для их реализации необходимы спонсоры. Но здесь все совсем не просто. Спонсорство в отличие от прямой, лобовой рекламы вещь более тонкая, работающая на имидж, а не приносящая скороспелую прибыль. Это еще не совсем востребовано у нас, хотя и считается нормой на Западе, где главное для спонсирующей мероприятие фирмы – устроить хорошую VIP-зону и получить визуальную ассоциацию с артистом. Впрочем, там бытует и другая, недоступная пока нашим компаниям практика. “Если у нас в основном даются деньги под мероприятия, то в Европе и Америке зачастую спонсируется артист”, – говорит Надежда Соловьева. Например, Volkswagen стал генеральным спонсором концертного тура Rolling Stones и выделил им $40 млн. Столь ощутимые финансовые вливания, разумеется, приходится “отрабатывать”, давая интервью, участвуя в специальных акциях, – во всем том, что называется product endorsement.
Большие сложности возникают и с привозом молодежных артистов. Тинейджерская публика – потребитель товаров массовых и дешевых. И их производителей в основном интересует прямая реклама. “Брэнды, которые занимаются продвижением товаров среди молодежи, сейчас не очень активны, – утверждает Александр Стрижак, – а финансовое состояние наших молодых людей не позволяет им платить по 40 евро за концерт”. Имидж – забота компаний, работающих на элитную публику. И они, понятное дело, вряд ли повезут в Москву Бритни Спирс.
По словам Надежды Соловьевой, в целом в ситуации со спонсорством “сказывается отсутствие каких бы то ни было пиар-компаний, которые бы профессионально занимались подбором спонсоров и дальнейшим их обслуживанием”. И эта прибыльная ниша на рынке пока пустует.
Кто почем и кого увидим
Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Настало время назвать хотя бы примерные суммы, которые артисты получают за свои труды. Здесь существует определенный “табель о рангах” и четкое разграничение на категории: до $100 тыс. (артисты, имеющие известность в Европе, но не пробившиеся на американский рынок); $100-300 тыс. (Deep Purple, Moby, вообще основная часть приезжающих к нам артистов); $500 тыс. (Элтон Джон, Робби Вильямс, Сантана) и мегазвезды, чей приезд обойдется в кругленькую сумму $1-3 млн (Мадонна, Пол Маккартни, Rolling Stones).
Но кого же из музыкантов мы сможем увидеть в этом году? У JSA планов масса. Во-первых, они хотят организовать концерт Оззи Осборна. Во-вторых, устроить так называемые дни Deep Purple в России: привезти Ричи Блэкмора, который 10-11 октября даст концерт в МДМ; Ронни Джеймса Дио, солиста Deep Purple и Rainbow; группу Whitesnake, в которой поет Дэвид Ковердейл, также бывший солист Deep Purple. Возможно, приедет и вся группа в оригинальном составе. Будет проект “5 лет MTV”, в рамках которого возможен приезд Eminem или Робби Вильямса. А на День города и Новый год на Красной площади пройдет лазерное шоу легендарного светодизайнера Герта Хофа.
Планы TCI выглядят следующим образом: 23-24 июня в Москве и Петербурге пройдут концерты Moby, а следующее крупное действо состоится осенью: 17 октября в Лужниках пройдет рок-фестиваль RoverFest, в котором примут участие Helloween, Kingdom Come, Paradise Lost, Masterplan, Zodiak Mindwarp и специальная англоязычная версия российской “Арии”.
Что касается компании SAV Entertainment, то 18 июня в Олимпийском она проведет концерт Дэйва Гэхена и Massive Attack (подробности см. на стр. 61), 17 июля – концерт Бьорк, 27-29 сентября будет петь Марайя Кэрри, а в октябре к нам приедет Lord of the Dance и группа Blondie. Скучать не придется, господа.
Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) – Личное
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.