Не лишены все-таки здравого смысла представители государства в наблюдательном совете Сбербанка. Отказавшись от проведения дробления акций (сплита) до состоявшегося 21 февраля публичного размещения, они, возможно, избавили страну от грядущих социальных катаклизмов.
Число людей, готовых приобрести даже одну бумагу за несколько тысяч долларов, в России сильно ограничено. Ведь эта сумма соответствует средней зарплате примерно за полугодие. И, строго говоря, чиновники пошли против воли президента, который велел, чтобы бумаги Сбербанка были доступны простым гражданам – ведь реализовать эту волю можно было только путем сплита. Но Владимир Путин не силен в вопросах фондового рынка, поэтому подвоха не понял. В случае сплита сеть Сбербанка просто бы не справилась с числом желающих поучаствовать в «государственной инвестиционной эйфории» и власть получила бы еще одну волну возмущения со слоганом: «Ничего сделать не могут».
Если уж по 89 000 рублей за штуку бумаги приобрели 46 тыс. человек, то сколько желающих оказалось бы в случае сплита в соотношении, например, 1:1000. Миллион? Два?
Частные лица купили бумаг на 21 млрд рублей. Это менее 10% всего объема размещения – основные бумаги купили институциональные инвесторы. Бедные, а значит, неквалифицированные инвесторы оказались от размещения отсечены. И это дальновидное решение чиновников. Попробуй объясни бабушке в случае неминуемых спадов на фондовом рынке, что государство ее не обмануло в очередной раз, а покупка акций – это всегда принятие на себя целого букета рисков. Офисы Сбербанка превратились бы в бюро жалоб.
Есть подозрение, что в значительной степени покупателями акций выступили сотрудники самого Сбербанка. И покупателями, скажем так, не совсем добровольными. Всего в Сбербанке работают около 200 тыс. человек по всей стране. Один из них поведал журналу «Финанс.», что покупать акции его и коллег, по сути, принуждали. Вот что он написал мне в письме: «Полнейший бардак, также подходит определение – беспредел. Особенно касается тех сотрудников, которые не просто не хотят приобретать акции, а даже и не могут их купить! Это вызвало огромное возмущение в коллективах, но указ «сверху», как в старые времена, делает свое дело… Средняя цена на рынке варьировалась в пределах 90 тыс. рублей, тогда как зарплата сотрудников среднего звена составляет 10–15 тыс. рублей. И руководство «изобрело» целый ряд бредовых решений:
1. Единовременная выплата: премии за четвертый квартал 2006 года, 13-й зарплаты и премии «за выслугу». И все это вместе составляет примерно 1,2 оклада (для сравнения: 13-я зарплата и «выслуга» в прошлом году была примерно в размере оклада каждая…). Но… воспользоваться этими деньгами ты не имеешь права до тех пор, пока не определятся списки покупающих и стоимость акции…
2. Покупка акции вскладчину, например, на сектор или отдел. Причем покупают впятером, а оформляется, естественно, на одного при условии, что нельзя оформить кредит и держатель акции не имеет права ее продать до выхода на пенсию. Никаких расписок или других документов, удостоверяющих долевое участие в покупке, не составлялось!»
Президент Сбербанка Андрей Казьмин, конечно, заявлял, что никаких разнарядок по обязательной покупке акций сотрудниками не существует. Но есть ведь элемент соревнования – чье региональное подразделение больше акций разместит, то в глазах центрального офиса может считаться лучше работающим. И следуя подобной логике, начальственная дурь на местах предела знать не должна. Грамотным же решением стало определение цены размещения. Она оказалась на 4% ниже рыночной: таким образом, эмитент поблагодарил приобретателей бумаг за их веру в светлое будущее. И обладая постсоветской сетью и высокой лояльностью населения, надо очень постараться, чтобы не оправдать эту веру.
ХОРОШО
Отказавшись от дробления акций Сбербанка до размещения, чиновники, возможно, избавили страну от серьезного социального катаклизма
ПЛОХО
Даже самые лучшие инициативы государства разбиваются о непрофессионализм чиновников и общую неэффективность системы управления в стране
Журнал «Финанс.» №8 (194) 26 февраля – 4 марта 2007 – Частная дума
Олег Анисимов, главный редактор «Ф.»
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.