Место проведения – интернет-портал cultu.ru. Время – местное. Масштаб события не позволяет определить фестиваль «как еще один столичный». Если вначале прямые трансляции велись исключительно из Москвы, то теперь театры Петербурга, Омска, Перми, Алма-Аты и Тель-Авива будут принимать смотр на своей территории. Также «Паутина» захватит кусочек международного фестиваля кукольных театров Балтийского региона, проходящего в Петрозаводске: в сети покажут исландский, карельский и эстонский спектакли. «Наша деятельность рассчитана не на жителей столиц, которых в пределах пешей прогулки или поездки на городском транспорте окружают прекрасные театры, – объясняет директор «Культу.ru» Игорь Овчинников. – А на региональных зрителей и русскоговорящих, живущих за рубежом». Кроме того, есть надежда, что помещенный в цифровой формат театр привлечет внимание новой перспективной аудитории – наиболее продвинутой молодежи, для которой предмет не существует, если на него нет ссылки в интернете.
На открытии фестиваля театралы 72 стран увидят оперу «Кармен», поставленную на сцене московского Центра оперного пения Галины Вишневской македонским режиссером Иваном Поповски. Прославившимся студенческим «Приключением» и доросшим до «Войны и мира» в Большом. Также внимание стоит обратить на драму казахского театра «Артишок» Back in the USSR, ироничный экскурс в советское прошлое постановщика Галины Пьяновой, и на Dostoyevsky.ru, замысловатую сценическую версию культового романа одноименного писателя «Записки из мертвого дома». Впервые и сразу с премьерой в фестивале примет участие тель-авивский театр «Гешер»: покажут спектакль «Якиш и Пупче». Для обеспечения качественной передачи в Израиле специально был установлен сервер, а это значит, сигнал не будет плутать окольными путями, и история о злоключениях немолодого импотента с ужасным характером будет передана во всей красе. Постановщиков не беспокоит, что виртуальная премьера отрицательно повлияет на реальные кассовые сборы: для театра, ориентированного на коммерческий успех, участие в подобном проекте – отнюдь не акт благотворительности, а сознательный шаг. «Это иллюзия, что полные залы решают финансовые проблемы, – рассуждает директор театра «Гешер» Елена Крейндлина. – Мы надеемся, фестиваль привлечет в наши залы новых зрителей, к нам буду приезжать и нас будут приглашать в Россию». Всего «Театральная паутина» выдаст в эфир 11 постановок.
Сомнения в целесообразности передачи такой тонкой материи, как театр, посредством оптоволокна должны отпасть у каждого, кто задумается о масштабах. Самый вместительный столичный театр может за раз принять максимум полторы тысячи человек, а в перечне «Культу.ru» значится 600 просмотровых залов по всей стране, в которых можно массово приобщаться к высокому. Другой козырь интернет-вещания – интерактивность: живой театр не может позволить себе живого общения со зрителем, а на форуме фестиваля можно сразу же получить ответ на все вопросы. Также организаторы уверяют: концепция съемки обсуждается с постановщиком, что позволяет сохранять авторские акценты. Кроме того, идеологи фестиваля находятся в постоянном поиске лучшей «картинки». Впервые запись оперы «Кармен» будет вестись в формате телевидения высокой четкости (HDTV), дающего удивительно яркое и детальное изображение. Также разрабатывается метод съемки спектакля в 3D – уже отсняты первые ролики. Фантазию организаторов ограничивает техника: в России еще очень мало оборудования, способного поддержать все эти «сверхновые» изыскания. Театральных энтузиастов пока поддерживает только государство – на мероприятие из бюджета выделено 5 млн рублей. Для театров и зрителей участие бесплатное. Так что входите в сеть в поисках прекрасного с 15 по 23 октября, и желательно на скорости 400 Кб/с.
Журнал «Финанс.» №39 (225) 15 октября – 21 октября 2007 – Искусство
Татьяна Юкиш
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.