Торги под градусом

Роковые морозы. Для генерального директора «Мосэнерго» Анатолия Копсова начало года обернулось сущим кошмаром. Накрывшие столицу две волны холодов вынудили копанию ввести режим мобилизации мощности, из-за чего убытки энергетиков составили более 300 млн рублей. Несладко пришлось и руководителям других компаний. Только в Петербурге из-за ограничения электропотребления была частично или полностью остановлена работа почти на 650 предприятиях. В целом же, по самым предварительным оценкам, минувшие холода обошлись государству (потери бизнеса еще предстоит подсчитать отдельно) в 3,5 млрд рублей.

От погодных аномалий страдает бизнес не только в России. Так, виноделы США до сих пор с дрожью вспоминают, как из-за необычно сильных холодов 1998 года в Калифорнии едва не вымерзло большинство виноградников. А сильнейшая жара и засуха 2000 года в Оклахоме пустили по миру сотни человек, работавших на семейных фермах.

Специально для того, чтобы «застраховаться» от климатических капризов, и был изобретен механизм погодных фьючерсов, первые торги по которым состоялись в 1999 году на Чикагской товарной бирже (CME).

Вообще фьючерс — это обязательство приобрести товар или ценную бумагу через некоторое время по заранее определенной цене. Методика же расчета непосредственно погодных фьючерсов выглядит следующим образом. Сначала для каждого месяца выводится так называемый расчетный индекс погоды. Для этого берется среднее тридцатилетнее значение температуры в конкретном регионе и умножается на количество дней в месяце. В результате получается идеальное значение индекса, отклонение в ту или иную сторону от которого и приносит игрокам фондового рынка прибыль или убытки. Приведем такой пример. В Петербурге средняя температура в феврале за последние годы составляет -15 градусов. Соответственно идеальное значение индекса будет равно 420. Если по окончании месяца средняя температура понизится до -18 градусов по шкале Цельсия, то значение индекса составит уже 504 пункта. И если бы в России уже проходили торги погодными контрактами, то те игроки, которые сделали ставку на похолодание, получили бы 84 пункта премии. Если брать в качестве единицы расчета среднюю стоимость одного пункта погодного индекса в США ($20, для России эта цифра в силу понятных причин пока не определена), то они стали бы богаче на $1680 с каждого фьючерса. А вот если по итогам февраля средняя температура в Петербурге остановится на отметке -12 градусов по шкале Цельсия, то те, кто сделал ставку на похолодание, потеряют те же $1680.

Кому это надо. Анонсируя начало торгов по погодными фьючерсам (по предварительным прогнозам, они стартуют в июне этого года), РТС надеялась, что новый финансовый инструмент заинтересует сразу несколько групп инвесторов. «В первую очередь мы рассчитываем на интерес к погодным фьючерсам со стороны крупных предприятий ЖКХ и компаний, работающих в энергетическом секторе, — говорит вице-президент РТС Роман Горюнов. — Ими могут заинтересоваться и турфирмы, которые захотят застраховаться от срыва курортного сезона из-за слишком высокой или, наоборот, низкой температуры».

Аналитики рынка соглашаются с тем, что РТС грамотно определила целевую аудиторию нового продукта. «Сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, нефтяная, энергетическая промышленность — все те предприятия, которые работают в этих сферах, в принципе заинтересованы в погодных фьючерсах, — говорит аналитик компании UMIS Анастасия Ольшевская. — Ведь благодаря использованию контрактов на погоду предприниматель сможет покрыть издержки в производстве, образующиеся из-за неблагоприятного климата».

На первый взгляд в России, где погода заставляет руководителей предприятий держать ухо востро круглый год, перед такими фьючерсами открываются просто великолепные перспективы. Однако одно дело — очертить круг потенциальных клиентов, а совсем другое — реализовать все на практике. «Хочу напомнить, что предприниматели еще не научились в полной мере страховать валютные риски, не говоря о процентных», — комментирует начальник аналитического управления Промышленно-строительного банка Олег Соломин. «А если говорить о погодных рисках, то их целевая аудитория (ЖКХ, энергетика, транспорт) пока только учится управлять финансовыми потоками, которыми она, кстати, не очень избалована», — солидарна с коллегой и Анастасия Ольшевская. По ее словам, для того, чтобы работа с погодными фьючерсами приносила прибыль, предпринимателям нужно иметь определенные представления о биржевой торговле. А соответствующими знаниями большинство из них похвастаться не может.

Еще одна причина того, что «крупная рыба» едва ли готова клюнуть на погодные фьючерсы, — это слишком расплывчатое законодательство. «Основная целевая аудитория у погодных контрактов — это компании, которым необходимо застраховать свои риски по поводу резкого роста затрат на электроэнергию вследствие больших морозов, — объясняет начальник департамента по взаимодействию со СМИ Администратора торговых систем оптового рынка электроэнергии Сергей Пикин. — Однако тарифы на электроэнергию и газ в нашем государстве меняются непредсказуемо, что не позволяет компаниям составить обоснованную стратегию хеджирования рисков. Если бы правила игры со стороны чиновников были более ясными, интерес к погодным фьючерсам был бы намного больше, чем сегодня».

Таким образом, с большой долей вероятности можно сказать, что в первые месяцы после начала торгов крупных игроков на рынке новых фьючерсов не будет. «Реальной целевой аудиторией для подобных контрактов у нас могут стать только мелкие спекулянты, — уверен директор северо-западного филиала компании «Брокеркредитсервис» Никита Демидов. — Да и очень сомнительно, что ведущие финансовые компании дополнят штаты своих аналитических отделов опытными метеорологами». Его скепсис разделяют и другие аналитики. «Тот факт, что в первую очередь фьючерс на погоду привлечет спекулянтов, не вызывает сомнения, — говорит Анастасия Ольшевская. — Именно им придется в первую очередь апробировать и развивать данный сегмент рынка, чтобы потом их трудами воспользовалась та самая «целевая аудитория», ради которой, собственно, и создавался новый инструмент». Впрочем, в РТС считают, что ничего страшного в этом нет. «На Западе немалую долю операций с погодными фьючерсами проводят как раз спекулянты, и ничего, никто не жалуется, — говорит начальник управления мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета Джумшид Джангиров (он помогает РТС разрабатывать спецификацию погодных контрактов). — Именно спекулянты покажут, что фьючерс на погоду — очень интересный финансовый инструмент, практически незаменимый для хеджирования рисков в российских условиях».

Факторы успеха. Впрочем, даже оптимисты из РТС признают, что на одних спекулянтах далеко не уедешь и для реального успеха погодных фьючерсов в них надо заинтересовать крупных игроков. Аналитики называют два основных направления, в рамках которых РТС необходимо проводить работу по «продвижению» погодных контрактов. Во-первых, по мнению Анастасии Ольшевской, необходимо резко усилить «просветительскую работу» с предпринимателями. И в РТС, похоже, это понимают. «Пока, честно говоря, интерес к погодным фьючерсам действительно небольшой, однако мы проводим постоянные консультации с крупными компаниями в сфере энергетики, ЖКХ, транспорта, объясняем им, насколько важно в сегодняшней ситуации грамотно хеджировать риски», — рассказывает Роман Горюнов.

Однако, по мнению экспертов, не менее важным фактором в успехе погодных фьючерсов, чем «погодный» ликбез, является корректность методики расчета контрактов. Дело в том, что РТС еще не решила, стоит ей самостоятельно разрабатывать спецификацию или же целесообразнее позаимствовать западный опыт. И если заимствовать, то в какой степени адаптировать заокеанские технологии к российским погодным реалиям. «Отечественным первопроходцам придется, конечно же, внести кое-какие свои коррективы с учетом российской действительности, — уверена Анастасия Ольшевская. — Так, необходимо учитывать, что наибольшим спросом в России будут пользоваться фьючерсные индексы на холодную погоду, а не на жаркую. Это связано с тем, что отечественный бизнес главным образом страдает от низких температур, а не от высоких. Российскому сельскохозяйственному сектору важно застраховать озимую пшеницу, поэтому большим спросом будет пользоваться «зимний» фьючерс, в то же время очевидно, что в Южной Америке, например, гораздо популярнее фьючерсы на высокие температуры, от которых зависит урожайность какао-бобов». Также, по мнению Никиты Демидова из «Брокеркредитсервиса», разработчикам погодных фьючерсов следует учесть широкий спектр климатических поясов в нашей стране, не сведя при этом расчет контракта к определению «средней температуры по больнице».

Как бы то ни было, столкнувшись с большими сложностями при продвижении погодных фьючерсов, РТС предпочитает уклончиво отвечать на вопрос о потенциальном объеме рынка контрактов на погоду. «Пока я не могу назвать даже приблизительную цифру, ведь этот продукт еще не запущен», — темнит Роман Горюнов. Однако эксперты уверены, что, разрабатывая проект, РТС ориентировалась на успех этого финансового инструмента в США, где объем бизнеса компаний, зависящих от метеоусловий, достигает 20% ВВП страны. «Таким образом, речь может идти о десятках, если не о сотнях миллионов долларов», — прогнозирует Никита Демидов. Для справки: всего в мире торгуется 15 погодных фьючерсов (самый распространенный — на среднюю температуру зимой), а общий объем рынка колеблется в районе $2,5 млрд.

Год на «раскачку». Несмотря на то что на Западе погодные фьючерсы уже давно зарекомендовали себя как прекрасный инструмент для спекуляции — с одной стороны, и для хеджирования рисков — с другой, большинство опрошенных «Ф.» экспертов склоняются к мысли, что РТС поторопилась, объявив о скором введении погодных контрактов в России. «Менеджеры предприятий, связанных с энергетическим, коммунальным, сельскохозяйственным, транспортным секторами, на бизнес которых изменения погоды могут оказать значительное влияние, пока с недоверием относятся к срочным биржевым инструментам вообще и к погодным фьючерсам тем более, приравнивая их к ставкам на тотализаторе», — считает Никита Демидов. Введение погодных фьючерсов, по его мнению, может скорее оказаться интересным пиар-ходом РТС, который привлечет внимание к биржевым торгам людей, далеких от торговли ценными бумагами. В свою очередь, по мнению Олега Соломина, биржи должны пробовать любые варианты для привлечения клиентов, запуская в том числе и столь экзотические инструменты, как погодные фьючерсы. «Однако уровень развития финансового рынка пока недостаточен, и, например, для коммунальщиков, которые могли бы стать основными потребителями контрактов на погоду, пока актуальнее вопросы хеджирования в области процентных и валютных рисков вообще», — резюмирует эксперт.

Однако в РТС уверены, что за те месяцы, которые остались до планируемого запуска торгов фьючерсами на погоду, им удастся провести финансовый «ликбез» потенциальных клиентов. Еще полгода, по замыслу Романа Горюнова со товарищи, должно уйти на «обкатку» технологии продажи фьючерсов и приход на рынок серьезных игроков. И уже к следующей зиме контракты на погоду должны стать весьма популярным финансовым инструментом. И тогда, если на столицу вновь обрушатся холода, генеральный директор «Мосэнерго» Анатолий Копсов будет только довольно потирать руки. Ведь прибыль от погодных фьючерсов на низкую температуру может быть гораздо выше тех затрат, на которые вынуждена будет пойти компания из-за резко возросшего количества энергопотребления.

Журнал «Финанс.» № 9 (146) 6-12 марта 2006 — Финансовые рынки
Дмитрий Киров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.