Фотография, мода и стиль – вещи нераздельные. Причудливые изыски кутюрье, помещенные на разворотах дамских изданий, – предмет вожделения и соблазна для женщин. Утонченность или взбалмошность моделей, запечатленных на обложках глянцевых журналов, – объект преклонения для мужчин. Но порой кажется, что весь этот сияющий, модный и стильный мир – лишь миф, порожденный мастерски нацеленным объективом фотографа…
После громкой “Ретроспективы” Хельмута Ньютона, которая открыла третий московский международный фестиваль “Мода и стиль в фотографии”, москвичам понадобилась двухнедельная передышка, чтобы немного прийти в себя от откровенных и шокирующих “ню” мастера. Нынешняя неделя готовит ценителям фотографии открытие целой плеяды разнообразных выставок: Жанин Льепс и Давид Лашапель, Жан-Мари Петье и Тацио Секкьяроли, Александр Родченко и Владислав Зайцев – знаменитые имена приятно ласкают слух.
7 апреля в выставочном зале “Новый манеж” пройдет презентация сразу трех выставок. Это “Магия цирка”, представленная FNAC – Национальным фондом современного искусства Парижа, “Парад-Алле. Фотографии Александра Родченко на манеже” и “Избранное” Тацио Скьяролли.
Тема цирка фотографов захватывает и увлекает: они запечатлевают сладостный момент полета, когда воздушные гимнасты, кажется, преодолели законы земного притяжения; они заглядывают объективом в пасть полудиких зверей, вселяющих в зрителя священный ужас; они успевают уловить тот миг, когда подброшенные жонглером кольца беспечно зависают в воздухе. Им интересна телесная пластика гуттаперчевых акробатов; вместе с отчаянными канатоходцами они балансируют на тоненькой нитке под куполом цирка; но главное – они способны заметить момент, когда рисованную улыбку клоуна вдруг опровергают налитые печалью и одиночеством глаза. Особенно притягательны для русского зрителя снимки знаменитой Сары Мун: французская фотографесса рассказывает об истории цирка Дурова.
8 апреля в бутике “Джеймс” откроется небольшая выставка работ Давида Лашапеля. Январский приезд известного мэтра провокационной фотографии, который делал две фотосессии специально для российского “Плейбоя”, вызвал усиленные дискуссии на тему “репортажного сюрреализма” и целый шквал публикаций в столичных СМИ, наперебой обсуждавших скандальный имидж художника. Теперь москвичи смогут не спеша посмотреть снимки Лашапеля, который обожает работать с обнаженной натурой.
9 апреля Московский Центр искусств представит своим гостям “Шик Фобур Сан-Оноре и Елисейских полей 50-60 гг.” от Жанин Ньепс и “Берлинские кабаре. 20-30 гг.” – собственность берлинской галереи Бодо Нимана. Жанин Ньепс, родственнице Нисефора Ньепса, изобретателя фотографии, сам бог велел мастерски владеть объективом и управляться с капризной вспышкой, воспринимая мир через призму фотоаппарата. Ее учителем был легендарный Анри Картье-Брессон, который и обучил ее тонкостям профессии.
Фотографии восьмидесятилетней Ньепс – своеобразный дневник XX века: она запечатлевает и первых голосующих женщин, и студенческие волнения 1968 года, и феминистскую манифестацию под предводительством Симоны де Бовуар. Но в первую очередь ее интересуют люди: зафиксировать их движения, эмоции, схватить выразительность момента – вот, что представляется ей самым важным. Она считает, что фотография должна быть искренней и правдивой. Чтобы добиться этой правдивости, она всегда одевается так, как одеты те, кого она пришла снимать. Если ей приходится делать фото в больнице, она облачается в белый халат. Если ее привлекает деревенский колорит, она наряжается в крестьянскую одежду. И только при съемке студенческих смут ей пришлось временно превратиться в американскую туристку: нашивка представителя прессы могла вызвать рукоприкладство как со стороны молодежи, так и со стороны полиции…
Берлинские кабаре 20-30-х годов – мир совершенно особый. Он возник в противовес бессмысленной бесконечности Первой мировой войны. Уставшие от смертей и увечий, солдаты возвращались домой и мечтали погрузиться в сладостное опьянение беззаботности. Неистовая жажда жизни постепенно приобретала характер массовой истерии: Берлин захлестывал водоворот развлечений, лихорадочной веселости и непомерного расточительства. Излюбленным местом стали кабаре с их соблазнительными и раскованными танцовщицами, с терпкими мелодиями джаза, с разлитой в воздухе чувственностью. Расцвет и закат “золотых двадцатых”, канувших в Лету вместе с мировым экономическим кризисом 1929 года, остался лишь на черно-белых снимках анонимных авторов…
Для полноты картины следует отметить, что 10 апреля на площадке ЦВЗ “Манеж” откроется презентация выставки Жана-Мари Перье “Мои шестидесятые”, а 11 апреля в “Фотоцентре” Союза журналистов пройдет ретроспектива “Начало авторской моды в СССР. Слава Зайцев. 1960-80-е”. Любителям стильной и модной фотографии на этой неделе скучать не придется.
Журнал «Финанс.» № 6 (7-13 апреля 2003) – Личное
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.