Существуют функциональные (например, «МВА-финансы» или «МВА – банковское дело») и отраслевые специализации, создающие управленцев для конкретных сфер бизнеса: нефтегазовой, телекоммуникационной, строительной. Столь детальный подход к содержанию – российская специфика. «На Западе МВА – это программы общего менеджмента, направленные на подготовку универсальных руководителей. Привязки к каким-то отдельным областям нет, – рассказывает руководитель группы по работе с бизнес-школами Begin Group Алла Жаворонкова. – Конечно, отдельные учебные заведения имеют свое лицо. Например, американская Kellogg (США) считается сильной школой для маркетологов, а Chicago GSB – для финансистов. Но в названии их программ специализации не выносятся». В отечественных школах дополнительные «заголовки» не только широко используются, но и указываются в государственных дипломах: требования, разработанные Минобразованием РФ, это позволяют.
Российские стандарты МВА регламентируют наличие в программах и обязательных (базовых), и специальных дисциплин. Содержание первого блока строго определено. В учебном плане должны присутствовать такие предметы, как экономическая теория, внешняя и внутренняя среда бизнеса, право, методы количественного анализа, менеджмент, маркетинг. Дисциплины, предусматривающие углубление знаний, развитие навыков и умений по конкретным аспектам ведения бизнеса, образовательные учреждения выбирают на свое усмотрение. Государственные требования настаивают лишь на том, чтобы из 1000 очных часов, отведенных для получения степени мастера делового администрирования, на специализированные предметы отводилось не менее 250. Однако школы, как правило, увеличивают нагрузку, стремясь сделать свои программы максимально насыщенными. Например, «МВА – индустрия моды» и «МВА – арт-менеджмент» Центра развития гуманитарных технологий управления (ЦРГТУ) МГУ им. Ломоносова рассчитаны на 1500 часов занятий, две трети которых посвящены изучению выбранного профиля. «Мастер-классы, тренинги и специальные дисциплины несут главную нагрузку в практической подготовке слушателей к будущей работе, – объясняет директор ЦРГТУ Елена Прокудина. – Поэтому примеры, кейсы, темы отчетных проектов мы выбираем с учетом специализации, приглашаем преподавателей-практиков из различных сегментов рынка модной индустрии и арт-бизнеса, сотрудничаем с галереями и музеями».
Откуда ветер дует. Богатство выбора программ МВА, прежде всего, отражает потребности российского рынка. По мнению экспертов, специализированные курсы интересуют потенциальных слушателей все больше. «В 2003?м, когда нашим программам исполнилось два года, приходилось буквально «завлекать» на обучение, при этом было всего семь учащихся, – рассказывает заместитель руководителя программ «МВА-логистика» и «МВА – стратегический и инновационный менеджмент» Государственного университета управления Ольга Тимашпольская. – С течением времени количество студентов выросло в 11 раз. В 2008 году мы набрали 78 человек. Нам пришлось усложнить правила приема, появился даже небольшой конкурс».
На формирование спроса влияют и работодатели. Многие специальные программы разрабатывается по заказу корпораций и лишь потом выводятся на открытый рынок. Это дает создателям возможность найти действительно востребованные бизнесом обучающие схемы. Так, «Синергия» в 2000 году разработала закрытую корпоративную программу для руководителей региональных подразделений Пенсионного фонда РФ, сочетавшую в себе управленческие и финансовые знания. Впоследствии она легла в основу специализации «Финансовый менеджмент». Для «Уралкалия» была создана программа «МВА – производственный менеджмент», ориентированная на обучение руководителей инженерно-технических служб. Собственных мастеров делового администрирования растят некоторые отраслевые вузы. Высшая транспортная школа при?Московском государственном университете путей сообщения предлагает программы, в названии которых фигурирует слово «транспорт». Свои наработки для мастеров делового администрирования есть у Высшей школы агробизнеса Российского государственного аграрного университета им. Тимирязева.
Согласно данным исследований Begin Group, наиболее распространены в России специализации в области финансов и маркетинга. Они привлекают большое количество слушателей. Так, в «Мирбисе» ежегодно на «Финансы» и «Маркетинг» зачисляют по 200 человек. В то время как на «Телеком», «Управление в IT» и «Управление в инвестиционно-строительном бизнесе» принимают в среднем по 45 человек. На «Индустрию моды» и «Арт-менеджмент» в ЦРГТУ поступают не более 30 человек в год.
Кому это надо. «Любой курс МВА прежде всего систематизирует уже накопленные знания и опыт, – напоминает Алла Жаворонкова, – поэтому специализированные программы необходимы тем, кто хочет подняться вверх по карьерной лестнице в своей, уже хорошо известной области». Если цель специалиста – получить вторую профессию и кардинально изменить направление развития, лучше получать второе высшее или оканчивать курсы переподготовки. Выбирая будущую школу, следует помнить: создание специализированной программы может быть уловкой, призванной помочь учебному заведению занять пустующую нишу на рынке. «Конкуренция на рынке программ МВА очень высока. Борьба за потребителя заставляет школы искать различного рода маркетинговые ходы: броские названия, большое количество специализаций, набор дисциплин по выбору (до 100), – поясняет первый проректор по учебной работе «Синергии» Светлана Жильцова. – Наличие массы специализаций может говорить об отсутствии четкой миссии школы и внятной целевой аудитории».
Оценивать предлагаемую программу можно по нескольким критериям. Для начала следует заглянуть в учебный план: дисциплины и их длительность должны быть четко расписаны для всего периода обучения. Достойные учебные заведения предоставляют учебные материалы, раскрывающие содержание интересующих вас предметов. Все лекции, мастер-классы, тренинги обеспечиваются методическими материалами: учебниками, пособиями, видеозаписями. Небесполезно поинтересоваться именами будущих сокурсников: российские бизнес-школы очень часто закрывают глаза на отсутствие необходимого опыта, поэтому есть риск оказаться за одной партой со вчерашним студентом или человеком, далеким от бизнеса. А ведь помимо получения степени МВA в хорошей бизнес-школе можно приобрести и необходимые связи в профессиональном сообществе.
Журнал «Финанс.» №09 (244) 03 марта – 09 марта 2008 – Карьера
Татьяна Юкиш
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.