450 РОССИЙСКИХ МИЛЛИАРДЕРОВ

Сходство и отличие. Журнал “Финанс.” представляет вам второй ежегодный рейтинг российских миллиардеров. И начинаем мы его с фразы, которой закончили прошлогодний проект: “Чем прозрачнее будет деловая среда, тем точнее будет рейтинг”. Прошлый год продолжил тенденцию предыдущих лет – российский бизнес медленно, но верно раскрывает структуру владения, несмотря на некоторое похолодание в отношениях с государством.

“Ф.” немного изменил методику составления рейтинга (в прошлом году мы сделали только первый шаг, введя в оценку состояния полученный доход за предшествующий период). Новая методика более адекватна для XXI века и позволяет оценивать капитал человека точнее, чем классическая методика, основанная на стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности предпринимателя. Подробная методика рейтинга находится на стр. 22.

Единица с девятью нулями. Один миллиард рублей – необходимое и достаточное условие для вхождения в список самых богатых людей России от “Ф.”. Миллиард долларов – мечта подавляющей части делового сообщества. Именно в долларовом эквиваленте слово “миллиардер” приобретает весомое и недостижимое значение.

За год число долларовых миллиардеров увеличилось с 25 до 39. Причем можно было рассчитывать и на удвоение числа миллиардеров, но акционеры “Юкоса”, часть которых год назад входила в заветный список, а другая часть находилась на подступах к нему, теперь занимают позиции во второй сотне рейтинга.

Возглавил рейтинг, как и год назад, губернатор Чукотки Роман Абрамович с состоянием в $11,5 млрд. Его состояние уменьшилось на 4%. Это связано с тем, что пакет акций “Юкоса”, находящийся на руках у владельцев “Сибнефти”, обесценился (подробнее – стр. 34). На второе место переместился бывший партнер Романа Абрамовича на алюминиевом и автомобильном рынке Олег Дерипаска. Секрет его материального благополучия очень прост. Олег Дерипаска – единственный собственник холдинга “Базовый элемент” и “Русского алюминия”.

А замыкает призовую тройку глава “Альфа-групп” Михаил Фридман. Кроме него в список долларовых миллиардеров вошли и другие совладельцы компании – Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Все они бывшие студенты Московского института стали и сплавов.

Металл приносит плоды. Принято считать, что самые богатые люди в России – нефтяники. Однако это не так: половина первой десятки списка – совладельцы металлургических компаний. А преимущество металлургам дает Виктор Вексельберг, который своим состоянием в $6,3 млрд обязан как нефти (ТНК-BP), так и металлу (“Суал-холдинг”).

Его опережает “чистый металлург” Владимир Лисин, владеющий Новолипецким металлургическим комбинатом. НЛМК долго позиционировался как частное предприятие, а на все предложения о размещении акций на бирже владелец НЛМК Владимир Лисин отвечал отказом. Он полагал, что металлургические компании сильно недооценены. Осенью прошлого года бизнесмен изменил свои взгляды. В планах компании стоит получение листинга на зарубежной биржевой площадке и увеличение числа акций, находящихся в свободном обращении. По мнению Владимира Лисина, у компании есть как минимум 40-процентный потенциал роста капитализации.

На 53% выросла оценка состояния главы “Северсталь-групп” Алексея Мордашова. На фоне быстрого роста состояния большинства металлургов уменьшилось богатство совладельцев “Норильского никеля” Михаила Прохорова и Владимира Потанина. В процентном отношении снижение невелико – 8%, но это откинуло Михаила Прохорова со 2-го на 9-е место, а Владимира Потанина – с 3-го на 10-е.

Причина – падение акций “Норникеля”. В начале 2004 года бумаги стоили около $70, весной достигли $80, но покатились вниз. В середине лета упали до $45. Потом опять был рост до $70 и падение до $45. Если бы в январе бумаги частично не восстановились, Владимир Потанин покинул бы десятку, уступив место президенту “Лукойла” Вагиту Алекперову.

В 2004 году значительная часть металлургических активов поменяла собственников. Стойленский ГОК перешел под контроль основного владельца НЛМК Владимира Лисина. Михайловский ГОК и пакет акций в “Тулачермете” – к Алишеру Усманову и Василию Анисимову. Первый из них благодаря удачным сделкам просто ворвался в элитную дюжину людей, чье состояние “Ф.” оценивает в сумму более $2 млрд.

Еще одно значительное событие произошло в декабре прошлого года. Руководство Магнитогорского металлургического комбината (ММК) выкупило долю Стальной группы “Мечел” и пакет акций, принадлежавший государству. Теперь под контролем топ-менеджеров находится почти 99% ММК, и они планируют разместить акции компании на бирже. Видимо, тогда и будет раскрыта структура собственников ММК. По информации “Ф.”, в число основных акционеров компании входят Виктор Рашников, Вячеслав Егоров и Андрей Морозов. После того как Виктор Рашников стал генеральным директором ММК, Вячеслав Морозов занял пост председателя совета директоров. Андрей Морозов работает первым заместителем гендиректора. Являясь “правой рукой” Виктора Рашникова, он отвечает за финансово-экономический блок. Состояние каждого можно оценить в сумму более $1 млрд.

Не все миллиардеры делают это. На 6-м месте разместился первый представитель несырьевых секторов Владимир Евтушенков. Благодаря росту акций МТС его состояние выросло наполовину – до $6 млрд. Через месяц АФК “Система” планирует провести IPO, и тогда российский бизнесмен будет напрямую владеть акциями, которые стоят миллиарды долларов. Сейчас же капитал Владимира Евтушенкова складывается из опосредованного владения (через АФК “Система”) пакетами акций в МТС, МГТС, концерне “Научный центр” и др.

Следующий несырьевой предприниматель находится только на 41-м месте. Это Рустам Тарико, владелец водочного брэнда “Русский стандарт” и одноименного банка. Летом прошлого года он договорился с французским банком BNP Paribas о продаже 50% своего банка за $200-300 млн. Но французы так и не стали акционерами одного из лидеров потребительского кредитования. Рустам Тарико, ознакомившись с предварительными финансовыми результатами банка за 2004 год, решил, что продешевил. По рынку прошла информация о том, что, по оценке Рустама Тарико, новая стоимость “Русского стандарта” составляет $1 млрд.

Чем дальше вниз, тем больше попадается людей, сделавших состояния на потребительских рынках: торговле и строительстве, еде и напитках.

Сургутская загадка. Особая фигура в списке долларовых миллиардеров – глава “Сургутнефтегаза” Владимир Богданов. Ему лично принадлежит менее 0,4% акций компаний, которые стоят $94 млн. Однако под контролем менеджмента находится более 60% акций “Сургутнефтегаза”. Схема перекрестного владения акциями между “материнской” и “дочерними” компаниями имеет не только достоинства (за контроль над нефтяным гигантом менеджмент ничего не заплатил), но и недостатки. У людей, сейчас входящих в управленческую команду “Сургутнефтегаза”, нет никаких прав собственности на акции. Любой из менеджеров, покинув свой пост в компании (например, по болезни или по выходу на пенсию), останется лишь с теми акциями, которые принадлежат ему лично.

В то же время у менеджмента всегда остаются определенные шансы по переводу части контролируемых акций в собственность. Для примера следует вспомнить ситуацию на рынке весной 2003 года, когда сторонние инвесторы проводили массовую скупку бумаг “Сургутнефтегаза”. Менеджмент нефтяной компании решил еще более обезопасить схему контроля над акциями путем преобразования ОАО НК “Сургутнефтегаз” в ООО “Лизинг продакшн”. Но в течение примерно шести месяцев в 2003 году бумаги “материнской” компании, которыми владела НК “Сургутнефтегаз”, “гуляли” по каким-то неизвестным структурам (из отчетов того времени следует, что у ОАО “Сургутнефтегаз” вдруг “пропал” пакет акций в НК “Сургутнефтегаз”, а у НК – в ОАО). Поэтому оценка капитала Владимира Богданова проводилась исходя из стоимости пакета акций, подконтрольных “Лизинг продакшн”.

Кроме того, мы включили в рейтинг еще двух менеджеров “Сургутнефтегаза”, которые имеют достаточное влияние на принятие тех или иных решений, в том числе по операциям с акциями. Они входят в дополнительный список миллиардеров. В этот список зачислены миллиардеры, капитал которых нельзя оценить с достаточной степенью точности. Итак, новички рейтинга – Сергей Ананьев и Владимир Ашихмин. Сергея Ананьева называют потенциальным преемником Владимира Богданова. Сейчас он возглавляет одно из дочерних нефтедобывающих предприятий и лоббирует интересы “Сургутнефтегаза” в региональном законодательном собрании. Владимир Ашихмин – генеральный директор “Лизинг продакшн”. На такой ключевой пост обычно назначают людей из “ближнего круга”.

Газовые магнаты. Контрольный пакет акций “Газпрома” принадлежит государству, а остальные бумаги сильно распылены. Поэтому крупнейшая компания России является плохим поставщиком миллиардеров для рейтинга “Ф.”. Вместо нее это делают частные газовые компании.

Долгое время газовой компанией № 2 считалась “Итера”. Приход нового руководства в “Газпром” изменил конфигурацию сил на рынке, и “Итера” потеряла свои позиции. В отличие от владельца “Итеры” Игоря Макарова менеджменту компании “Новатэк” удалось наладить хорошие отношения как с прежними, так и с нынешними управленцами газового монополиста. У “Новатэка” нет проблем с доступом к трубе, а за газовые месторождения с ним никто не судится. В прошлом году акционеры компании договорились с французским концерном Total о продаже 25% акций за $850 млн. А в этом году Леонид Симановский, Леонид Михельсон и Иосиф Левинзон на основании параметров сделки с французами вошли в список долларовых миллиардеров “Ф.”.

Фигурирующий во всех списках влиятельности предпринимателей глава “Газпрома” Алексей Миллер недотягивает до минимального порога в 1 млрд рублей, если, конечно, у него нет секретной собственности. Аналогично в список не попал председатель правления РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс, который официально является обладателем всего нескольких миллионов долларов. Но не упомянуть его мы не могли: Анатолий Чубайс, по сути, является соавтором рейтинга “Ф.”. Именно разработанные им приватизационные схемы создали современный бизнес-пейзаж.

Спортивные успехи. Бизнес не идет в политику (см. судьбу Михаила Ходорковского), бизнес идет в спорт. Причем увлечения миллиардеров достаточно однообразны – они покупают футбольные клубы.

В прошлом году неравнодушный к российскому футболу вице-президент “Лукойла” Леонид Федун (вспомним заявление о готовности оплатить зарплату иностранного тренера для сборной по футболу из личных средств) вместе с партнерами купил московский “Спартак”. Пока футбольный клуб занимает мизерную долю в личном капитале Леонида Федуна, зато эта сделка позволила бывшему президенту “Спартака” Андрею Червиченко занять место в рейтинге миллиардеров. Правда, рублевых. Также в числе миллиардеров, владеющих спортивными клубами, находятся Иван Саввиди (“Ростов”), Олег Дерипаска (“Кубань) и Роман Абрамович (Chelsea). Часто собственниками клубов являются компании, подконтрольные миллиардерам. К примеру, “Сибнефть” и хоккейный “Авангард”, “Банкирский дом Санкт-Петербург” – “Зенит”, “Норильский никель” – баскетбольный ЦСКА и футбольный “Москва” и т. п.

Но не только миллиардеры идут в спорт. Существует и обратное движение – спортсмены идут в миллиардеры. В декабре 2004 года “Ф.” представил рейтинг “100 самых богатых спортсменов России”. Самыми богатыми были названы хоккеисты. Неудивительно, что в рейтинг миллиардеров вошли именно представители этого вида спорта. Кстати, Алексей Яшин, Павел Буре и Сергей Федоров делят 1-е место в рейтинге самых богатых спортсменов по итогам прошлого года, однако по совокупному капиталу Павел Буре намного опережает двух своих коллег.

Семейные традиции. Семейного бизнеса в прямом смысле этого слова в России не существует, так как еще ни одно дело не было передано в руки детей или внуков. Тем не менее ситуация, когда бизнесом совместно занимаются родственники, для России достаточно типична. В основном “семейный” бизнес сконцентрирован в торговле и пищевых производствах. Самым богатым семейством является трио Михаил Гуцериев – Саит Гуцериев – Михаил Шишханов. Деловые интересы семейства достаточно разнообразны. Михаил Гуцериев занимается нефтью (“Русснефть), Саит Гуцериев – недвижимостью и торговлей (ПФК БИН), а Михаил Шишханов – финансами (БИН-банк).

Далее идут два брата Яковлевых – Игорь и Олег, создавшие торговую сеть “Эльдорадо”. В отличие от остальных ритейлоров, торгующих электроникой, основной бизнес которых находится в Москве, “Эльдорадо” развивало свой бизнес в регионах, а уже потом сеть пришла в столицу. Тройку самых богатых семей замыкают два брата Михаил и Борис Зингаревичи, являющиеся акционерами лесного холдинга “Илим Палп”.

Журнал «Финанс.» № 5 (95) 7 – 13 февраля 2005 – Главная тема
Олег Анисимов, Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.