Банковская гарантия – документ, согласно которому кредитная организация обязуется выплатить указанной стороне определенную сумму денег в том случае, если клиент банка своих обязательств не исполнит. Эти услуги часто предоставляются импортерам, которым необходимо получить отсрочку оплаты таможенных пошлин, а также таможенным брокерам, перевозчикам и владельцам складов временного хранения. Для банков этот бизнес интересен тем, что они получают комиссионный доход (обычно за гарантию, предоставленную на год, взимается 3-7% от ее суммы), не отвлекая при этом средств, как это происходит при кредитовании.
Чтобы стать таможенным гарантом, банку необходимо зарегистрироваться в специальном реестре, который ведет Федеральная таможенная служба (ФТС, до 5 июля 2004 года – Государственный таможенный комитет или ГТК). При этом в начале каждого года кредитные организации обязаны продлевать разрешение на данный вид бизнеса. Максимальная сумма всех предоставленных финансовым учреждением гарантий и лимит по размеру одного обязательства, согласно закону, также устанавливает ФТС.
Однако еще в 2004 году кредитные организации, активно развивающие гарантийный бизнес, столкнулись с проблемой, которая не решилась до сих пор. Дело в том, что сейчас финансовым учреждениям очень сложно увеличить гарантийные лимиты, поскольку ФТС просто-напросто не знает, каким образом их рассчитывать.
Как пояснил «Ф.» заместитель начальника кредитного департамента Русского банка развития Александр Горшков, основным регламентирующим документом, по которому для банков устанавливается максимальный размер гарантий по таможенным платежам импортеров, является приказ ГТК № 949 от 01.09.03. В этом документе изначально содержались пункты 17-19, где было подробно прописано, каким образом определяются гарантийные лимиты. Но ГТК приказом № 492 от 19.04.04 эти пункты исключил якобы для того, чтобы привести нормативный акт в соответствие с Таможенным кодексом. В результате вышел парадокс: таможенники лишили сами себя методики по расчету лимитов для банковских гарантий.
Новые правила должен был разработать Минфин. Однако министерство этот процесс сильно затянуло. В начале 2005 года бывший руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов критиковал финансовых чиновников, которые так и не выпустили ни одного нормативного акта по установлению максимальной суммы гарантий. Отсутствие методики не снимало с таможни обязанностей рассчитывать лимиты. Включать банки в реестр ФТС может, но по какому принципу устанавливать гарантийные ограничения, теперь непонятно, сетовал Александр Жерихов. Таможенники остались без методики, а кредитные организации – без повышения лимитов.
К декабрю прошлого года Минфин все же подготовил приказ «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий» и отправил его на регистрацию в Минюст. Однако методика определения лимита, предложенная Минфином, не устроила банковское сообщество. Лимит гарантийных обязательств, которые может предоставить финансовый институт, предполагалось напрямую увязать с размером его капитала. При этом требования, выдвигаемые к капиталу, банкиры посчитали сильно завышенными. Так, согласно документу, кредитные организации с капиталом более 30 млрд рублей (к ним относятся лишь четыре банка – Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк и «Уралсиб») получали карт-бланш: им предоставлялось право выдавать самые крупные гарантии размером до 150 млн евро (но не более 30 млн евро на одного клиента). А остальным банкам пришлось бы ограничиться гарантиями, лимит по которым оказался бы в несколько раз меньше действовавшего прежде. Как отмечают наблюдатели, новые требования привели бы к перераспределению рынка в пользу крупнейших кредитных организаций. Вместе с тем именно средние банки являются самыми активными игроками на рынке гарантий и приказ Минфина лишил бы их части бизнеса. «Нововведение привело бы к тому, что основная часть банков, активно работающих в данном сегменте, была бы практически исключена из процесса, – комментирует председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк. – Клиентам пришлось бы обращаться в другие финансовые учреждения для открытия новых линий по банковским гарантиям, а это большая потеря времени».
Банкиры активно выступали против приказа Минфина и буквально засыпали его обращениями, протестами и предложениями. Так, по мнению Александра Железняка, капитал при расчете лимитов учитывать нужно, но есть и масса других аспектов, таких как репутация банка, опыт работы на рынке таможенных гарантий, положительная история сотрудничества кредитной организации с ФТС. А начальник кредитного управления Эконацбанка Сергей Серебрянников считает, что можно было бы даже создать «неформальный список уполномоченных банков», которым доверяют чиновники. Методика, предложенная Минфином, не только навредила бы банкам, но и повысила бы стоимость таможенных гарантий для клиентов, отмечает Сергей Серебрянников: вокруг этих операций сформировался бы пул крупных игроков, отвечающих требованиям Минфина, которые в узком кругу стали бы определять правила игры. Хотя, по мнению заместителя начальника отдела гарантийных операций Банка Москвы Елены Братенковой, капитал банка – это хороший ориентир при расчете гарантийных лимитов: задумка у Минфина была правильная, но в приказе он установил завышенные требования к этому показателю. Отметим, что сегодня, согласно Таможенному кодексу, требования к капиталу уже существуют, однако они регламентируют не расчет максимальной суммы гарантий, а допуск банков на этот рынок: кредитная организация не имеет права выступать гарантом, если ее собственные средства составляют менее 1 млрд рублей.
В итоге спорный документ так и не вступил в действие: по просьбе Ассоциации российских банков он был отозван из Минюста на доработку. Весной текущего года Минфин подготовил новый вариант приказа, устанавливающий ограничения на выдачу банками гарантий по таможенным платежам. Однако банкиры и тогда отнеслись к изменениям скептически: по их мнению, чиновники внесли лишь незначительные поправки, которые не смогут предотвратить передел рынка, в результате чего пострадают некрупные кредитные организации. И сегодня гарантийный бизнес многих финансовых учреждений находится в подвешенном состоянии.
Журнал «Финанс.» № 26 (163) 10 – 16 июля 2006 – Банки
Наталья Логвинова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.