В рамках РКО организации открывают расчетный счет в рублях или валюте. По этому счету клиент через банк проводит безналичные платежи, которые выполняются, как правило, в тот же день или на следующие сутки. Все зависит от того, успела ли фирма подать платежку до последнего сеанса (рейса) отправки перечислений в расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России. Как правило, рейс всего один – около пяти вечера, лишь в редких случаях их бывает несколько. Если платежка «ушла с рейсом», деньги будут отправлены в этот же день, если нет, то на следующий рабочий день.
Кредитная организация, принявшая платежку, обязана отправить в РКЦ деньги не позднее следующего рабочего банковского дня, а вот у банка-получателя никаких обязательств по доставке нет, так как его контролирует уже сам ЦБ. Обычно регулярные платежи в пользу юридических лиц приходят на следующий рабочий день после отправки.
В рамках РКО банк может выдавать и принимать со счета организации наличные. Правда, здесь клиента дополнительно контролируют. Выдача производится только на строго определенные цели, например на зарплату сотрудникам, а документы о сданной в банк наличности организация обязана сохранить и прикрепить к своей кассовой отчетности, которую кредитная организация проверяет. Кроме того, финансовый институт регулярно, как правило каждый день, составляет отчет о прохождении операций по счетам, то есть формирует выписку по счету, которая предоставляется клиенту.
Банк ведет картотеку платежных требований, предъявляемых клиенту (например, по оплате коммунальных услуг), на погашение которых у него нет денег. Как только средства поступают на счет, долги оплачиваются.
По желанию клиента в рамках РКО предоставляется множество дополнительных услуг: овердрафт по счету (короткий кредит), дистанционное обслуживание, инкассация денег и ценностей, предоставление в аренду индивидуальных сейфов, зарплатные проекты. Набор дополнительных услуг зависит от условий и политики обслуживания клиентов в той или иной кредитной организации. Их стоимость определяется в индивидуальном порядке. В отличие от стандартного РКО, комиссии по которому почти везде одинаковы, цена одной электронной платежки составляет 5-7 рублей, бумажной – 20-30 рублей.
Чтобы стать клиентом кредитной организации, компании или индивидуальному предпринимателю нужно подтвердить легальность своего существования. Для этого им нужно собрать целый пакет документов.
Эти бумаги проверяет операционист, который должен предоставить клиенту для изучения и заполнения бланк договора на обслуживание и тарифы банка. Оба документа заполняются, подписываются руководителем организации и заверяются печатью компании. Когда тарифы меняются, кредитные организации дополнительно уведомляют компании об этом. Банк либо вкладывает тарифы в выписки по счетам, либо отправляет бланки по почте. А вот при обслуживании частных лиц финансовые институты не столь внимательны. Гражданам тарифы приходится изучать на стендах в офисах банка, а об изменениях их лично почти никогда не уведомляют, предлагая следить за этим самостоятельно.
Кроме того, при заключении договора на РКО заполняются специальная анкета и карточка с образцами подписей (КОП) ответственных лиц, уполномоченных заверять финансовые документы, и оттиском печати. Карточка необходима для проверки подлинности подписей и печати на документах, которые организация будет приносить в банк. Просто отдать в банк заранее заполненную карточку в отличие от договора не удастся – ее нужно предварительно удостоверить. Это можно сделать у нотариуса либо прямо в банке, но при условии личного присутствия всех сотрудников, указанных в КОП.
Платежки в банк принимаются только у лиц, указанных в карточке образцов подписей или же у других сотрудников, которые имеют доверенность. Оформлять ее у нотариуса не обязательно – достаточно подписи руководителя и печати компании.
Бумажный набор
Для открытия счета компания должна предоставить в банк следующие копии документов, заверенные у нотариуса: устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, свидетельства о регистрации в налоговой инспекции и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц. Из внутренних документов клиента банк требует заверенные подписью руководителя и печатью компании копии решения о создании фирмы, протокола и приказов о назначении лиц, указанных в карточке с образцами подписей, и справку из Госкомстата о присвоении кодов госстатистики. Клиент должен заполнить карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать банковские документы, написать заявление на открытие счета и подписать договор банковского счета и тарифы, а также заполнить специальную анкету.l
Журнал «Финанс.» № 16 (153) 24 апреля – 7 мая 2006 – Услуги для бизнеса
Марина Груздева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.