Большинство предложенных МЭРТ антиинфляционных мер ожидаемы и очевидны. Они нацелены на купирование давно уже существующих системных проблем и перекосов в экономике, к которым относятся прежде всего опережающий рост спроса (в том числе из-за повышений зарплат бюджетникам), значительное увеличение цен на топливо, на услуги ЖКХ и естественных монополий. Реализацию некоторых положений программы предполагается начать уже в этом году, дать хоть какой-нибудь эффект они смогут только в следующем.
Среди предложений МЭРТ кроется потенциальный подарок нефтяникам: в рамках приостановки удорожания нефтепродуктов рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (подробнее читайте на стр. 26). Если это предложение получит поддержку президента, нефтяные компании смогут рассчитывать на значительные налоговые послабления. Впрочем, у президента и без всяких послаблений получается порой держать стоимость бензина в рамках приличий, например, путем личной беседы с руководителями отрасли. Не исключено, что к своему дару убеждения Владимир Путин прибегнет и в следующем году.
Кроме того, МЭРТ предлагает новый порядок закупки госструктурами нефтепродуктов – через биржу. Точно так же будут закупаться и сельскохозяйственные продукты. Вряд ли это можно назвать эффективной антиинфляционной мерой. Скорее антикоррупционной, что тоже неплохо. Более действенный антиинфляционный эффект будет иметь другая мера, связанная с сельским хозяйством: значительное расширение квот на ввоз продовольственного импорта. Хотя она кажется несколько странной, учитывая, что развитие агропромышленного комплекса (российского, а не зарубежного) объявлено президентом одним из главных национальных приоритетов.
Значительное влияние на рост цен оказывают тарифы ЖКХ и естественных монополий. По мнению главного экономиста инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Владимира Пантюшина, на федеральном уровне тарифы естественных монополий в целом удалось удержать в рамках запланированного, хотя «”Газпром” остается ахиллесовой пятой». В следующем году контроль будет еще жестче, а темпы роста тарифов – ниже. Цены на газ вырастут на 11% (против 23% в этом году), а на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки – на 7,5%, что ниже предполагаемого уровня инфляции.
В регионах прогнозные показатели остались далеко позади. По данным МЭРТ, рост тарифов ЖКХ уже составил 31,7%, а концу года достигнет 34% (при плановых 22%). Значит, здесь приходится констатировать абсолютное бессилие федерального центра. По мнению Владимира Пантюшина, механизмы контроля за ценами на услуги ЖКХ «формально есть, но они не до конца срабатывают». В следующем году, согласно решению правительства, тарифы должны расти со скоростью не выше 15-20%. Для этого разработаны поправки в закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», которые предлагают ежегодно еще до принятия Госдумой в первом чтении проекта бюджета устанавливать предельный уровень цен на широкий перечень услуг, которые предоставляет населению коммунальный комплекс, согласовав эти параметры с регионами. Однако Госдума приняла бюджет уже в третьем чтении и непонятно, как предложение МЭРТ сможет повлиять на ситуацию в 2006 году, тем более что регионы свой «кусок пирога» просто так не отдадут.
Но как бы ни было велико влияние тарифов, монетарные факторы все же сильнее. По данным МЭРТ, из 11,5% предполагаемого роста цен в этом году на них приходится 7,2%. Основная причина – значительный дисбаланс между темпами роста доходов населения (20% в номинальном выражении) и предложения товаров (6-7,5%). Само министерство признает, что это в значительной степени связано с повышением социальных расходов. В соответствии с Едиными рекомендациями по оплате труда работников бюджетной сферы, находящихся в ведении региональных и местных органов власти, зарплаты бюджетников по итогам нынешнего года вырастут на 30%. Проект бюджета-2006 предполагает их увеличение еще на 28%. Кроме того, президент и правительство любят иногда в течение года делать внеплановые «подарки» трудящимся. Но даже если 28% – цифра окончательная, она никак не свидетельствует о желании сократить рост денежной массы и блокировать основной источник инфляции.
Порождая избыток наличности, министерство намеревается бороться с ним неожиданным и довольно странным оружием. «Целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов», – считают в МЭРТ. Кроме того, предлагается «повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан со 100 до 200 тыс. рублей» и «осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов». Таким образом, министерство предлагает стерилизовать разбухшую, в том числе и его стараниями, денежную массу, стимулируя накопления и вложения в фондовые активы.
Директор ООО «Управляющая компания Росбанка» Владимир Алексеев воспринимает эти меры скептически: «Они напоминают чековую приватизацию». Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин относится к данным инициативам в целом положительно. По его словам, вложения граждан в свою экономику позволят создать «более устойчивый рынок, который будет зависеть не только от мнения иностранцев о том, что происходит в России, но и от мнения самих граждан». Но к борьбе с инфляцией эти меры, по его мнению, не имеют никакого отношения. Олег Вьюгин считает, что создание фондовых магазинов – это попытка повысить склонность к сбережениям, но не верит в то, что она будет удачной. «Это не из той оперы», – заявил глава ФСФР, подчеркнув, что его ведомство ничего подобного не предлагало и с ним все эти предложения не согласовывались. Аналогичного мнения придерживается и первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев: «Там много лишнего, не относящегося к делу вообще».
МЭРТ считает целесообразным увеличить инвестиционные расходы бюджета с тем, чтобы поддержать производство и сократить разрыв между спросом и предложением на потребительском рынке. Возникшая в результате роста инвестиций инфляция, по мнению чиновников МЭРТ, меньшее зло, с которым можно смириться, так как она будет сопровождаться ускорением экономического роста. Но Минфин и Банк России твердо стоят на страже макроэкономических показателей и мириться с инфляцией не намерены – даже с «инвестиционной». Более того, они считают полезным сократить нефтяную цену отсечения для формирования Стабилизационного фонда (сейчас она составляет $27 за баррель) и к тому же направлять в Стабфонд остатки на счетах в Банке России и экспортные пошлины на нефть и газ. При этом Банк России считает правильным увеличить экспортные пошлины на топливо на 10%, что не находит поддержки в Министерстве экономического развития. А программа МЭРТ в свою очередь не находит поддержки ни у Минфина, ни у ЦБ. «Грубо говоря, мы под этим документом не подписываемся», – заявил Алексей Улюкаев. В результате, как заявил 1 декабря директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, пакет антиинфляционных мер будет направлен на доработку и согласование. Закончить доработку и принять документ планируется до конца года.
Все это обозначает принципиальное расхождение между ключевыми министерствами и ведомствами не только по вопросу инфляции, но и относительно экономического развития страны в целом. Руководители МЭРТ в последнее время проявляют себя как сторонники масштабных государственных инвестиций и разделяют инфляцию на «плохую» (происходящую от социальных расходов бюджета) и «хорошую» (от инвестиционных расходов). Для Минфина и ЦБ всякая инфляция плоха, а значит, вредно и любое увеличение государственных расходов. Очевидно, в Белом доме начинается борьба за право осуществлять свою стратегию развития страны. И с учетом прихода в правительство такой влиятельной фигуры, как Дмитрий Медведев, который, собственно, и должен заниматься возрастающими расходами бюджета, позиция МЭРТ в этой борьбе выглядит предпочтительнее.
Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 – Экономика
Александр Кияткин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.