Как учиться в сети

«Интернет-обучение? Это что, рефераты в сети скачивать?» — удивится обычный студент. Ведь для большинства учащихся возможности глобальной сети ограничиваются ночными посещениями форумов. Между тем сегодня интернет предоставляет безграничные возможности. С его помощью можно более углубленно изучить предметы, получить аттестат о среднем образовании, поступить в престижный зарубежный вуз и даже заработать на обучение, пройдя программу биржевой деятельности и трейдинга.

Школа on-line. С конца марта 2000 года и до начала августа 2004 года обучение в центрах Федерации интернет-образования прошли более 113 тыс. преподавателей средней школы. Однако, судя по высказываниям учителей на сайте интернет-педсовета, лишь немногие действительно применяют возможности глобальной паутины на уроках. Судя по словам учителей — участников интернет-педсовета, чаще всего сеть применяется преподавателями технических дисциплин, несколько реже — при изучении английского языка. Между тем возможности сети гораздо шире и новые проекты появляются постоянно. Например, любой подросток из России, СНГ и Балтии и даже русскоязычные старшеклассники из стран дальнего зарубежья могут получить аттестат в интернет-школе. Это новый проект «Телешколы» — учреждения, созданного при поддержке Минобразования.

«Это очень интересная идея, — считает преподаватель средней школы московского района Ясенево Евгения Усанова. — Хотя живого учителя, на мой взгляд, никто не заменит, для многих учеников такая виртуальная школа — это выход. Например, для тех детей, которые плохо уживаются в коллективе или просто опережают своих сверстников. Больше всего это касается учащихся из сельских районов, где не хватает преподавателей и библиотек. А кроме того — русских ребят из таких стран, как Латвия, у которых все меньше возможностей учиться на родном языке».

Школьников обучают с помощью дистанционных образовательных технологий на основе программ 10 и 11 классов федерального базисного учебного плана. Контроль за знаниями участников проекта ведется с помощью различных интерактивных тестов, виртуальных практикумов и лабораторных работ. Контрольные работы часто проводятся в режиме on-line. А специальный электронный журнал позволяет построить индивидуальную программу изучения учебных курсов. Как сообщается на сайте виртуальной школы, интернет-уроки разрабатывают лучшие учителя Москвы, обладатели званий «Заслуженный учитель России», «Соросовский учитель» и лауреаты конкурса «Учитель года».

В on-line школе есть несколько программ: экстернат, дополнительное платное образование и обучение по отдельным предметам. Учащимся, прошедшим обучение экстерном, выдается аттестат о среднем общем образовании. Разумеется, не бесплатно, но все же дешевле, чем в частной школе: обучение on-line стоит 12 тыс. рублей в год.

Детская биржа. С помощью интернет-технологий современные школяры постигают и не совсем обычные для подростков науки. Например инвестирование. В 2002 году открылся первый российский учебный дилинговый центр для детей. За два года обучение в нем прошли около 100 старшеклассников из московских центра образования № 128 «Сабурово», Физико-математического лицея № 1523 при МИФИ и частной школы «Наследник», на базе которой центр был создан. По мнению основателей курса, дети в биржевой торговле делают успехи, которым могут позавидовать профи.

Ученики биржевого центра стали в 2002-2003 годах победителями в личном и командном зачетах во Всероссийском открытом студенческом конкурсе трейдеров. Его проводили Молодежный центр изучения финансовых операций и инвестиционная компания «Алор-инвест» при поддержке ММВБ. Старшеклассники обошли более 200 студентов из 25 экономических вузов. А ученица школы «Наследник» стала абсолютным победителем конкурса: за месяц ей удалось увеличить стоимость портфеля акций на 68%, то есть получить прибыль почти 800% годовых. О таком доходе большинство взрослых может только мечтать.

Участвовали подростки и в конкурсах профессиональных трейдеров — «Открытом чемпионате России по интернет-трейдингу» и конкурсе «Лучший fx-трейдер». Видимо, детская непосредственность помогла ученикам биржевого центра стать победителями в конкурсе «Динамичные котировки» на самый точный прогноз стоимости акций РАО «ЕЭС». Сотрудники биржевого центра считают, что подобное обучение поможет развить у школьников профессиональную компетентность и позволит им самостоятельно зарабатывать на оплату обучения в частной школе или вузе.

С сентября этого года все, «кому за 14», смогут пройти дистанционное обучение в детском биржевом центре «Наследник». Учебные пособия и задания ученикам будут рассылаться по электронной почте. Те, кто изучит десять тем, выполнит ряд заданий и тестов и пришлет выписку о сделках на персональном виртуальном счете, получат сертификат о прохождении курса «Основы биржевой деятельности». С 2005 года для работы с удаленными филиалами планируется проводить интерактивные занятия на базе систем видеоконференцсвязи. Такие уроки заменят занятие с преподавателем, при этом для ученика будет создаваться эффект присутствия учителя. Причем с помощью подобной технологии возможно не только объяснять материал, но и показывать различные документы и иллюстрации.

Новации за границей. В Японии, славящейся своей любовью к техническим новинкам, открывается первая школа, ученики которой будут получать среднее образование исключительно через интернет. Проект реализуется при поддержке префектуры Исикава в рамках государственной образовательной программы.

Ставку на интернет делают и в США. Так, преподаватели Канзасского университета решили облегчить жизнь своим учащимся и начали заранее публиковать тексты своих лекций на сайте. В результате студенты имеют возможность заранее ознакомиться с темой, а на занятиях не механически переписывают все, что скажет лектор, а слушают и участвуют в обсуждении.

Растущую значимость информационных технологий в образовании подтверждают исследования канадских социологов. Проведенный ими опрос показал, что еще в 1999 году только 22% преподавателей всерьез рассматривали интернет как нечто необходимое для организации полноценного учебного процесса. В прошлом году значимость новых технологий оценили уже 57% учителей.

Британия рядом. Главным достоинством интернет-образования решили воспользоваться англичане: с прошлого года там налаживают экспорт престижного британского образования за границу и запускают новый онлайновый проект «Электронные университеты Объединенного Королевства» (UKeU). Предполагается, что основную массу on-line студентов — до 80% — составят иностранцы.

Самыми первыми дипломами, которые можно будет получить в рамках этого проекта, станут дипломы Открытого и Кембриджского университетов в области экономики. Кроме того, в проекте намерены участвовать Университет Ольстера из Северной Ирландии, который предложит учебные курсы в области биомедицинских наук, токсикологии, энергетики и управления вредными отходами, а также университет Шеффилд Халлам из Северной Англии и Йоркский университет.

Стоимость образования зависит от выбранных курсов и составит не менее 1,5 тыс. фунтов (около $2,5 тыс.) в год. Так что у нынешних российских интернет-школьников есть стимул учиться зарабатывать и копить деньги.

Журнал «Финанс.» № 32 (73) 30 августа — 5 сентября 2004 — Образование
Виктория Завьялова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.