Финмониторинг плюс страхнадзор

Соответствующий приказ вступил в силу, и уже по итогам 9 месяцев 2005 года страховым компаниям предстоит заполнять новый раздел формы № 1-С — «Сообщения об операциях, информация о которых представлена в Федеральную службу по финансовому мониторингу». Правда, в нем будет отражено только количество таких сообщений, никакие другие подробности страховую статистику не интересуют.

Сегодня по закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» страховые организации обязаны докладывать в Росфинмониторинг о клиентах, чьи единовременные выплаты или взносы по накопительному страхованию равны или превышают 600 тыс. рублей. Причем речь идет о физических лицах.

Разумеется, Росстрахнадзор, куда сдается отчетность, не станет вычислять спонсоров террористов, но, анализируя бухгалтерскую документацию страховщиков, он в состоянии выяснить, обо всех ли подконтрольных операциях стало известно Росфинмониторингу. Если же компания попадется на «укрывательстве» подозрительных клиентов, то кроме общей проверки на причастность к отмыванию денег ей грозят специальные меры воздействия со стороны собственно регулятора.

Формально для крупных частных страхователей нововведение Минфина ничего не меняет. На практике же сохранять их инкогнито операторам рынка станет сложнее. Вряд ли это добавит привлекательности долгосрочному страхованию жизни. Но дело не в приказе Минфина, а в сути самого закона о борьбе с легализацией преступных доходов.

Во-первых, он пресекает лишь незначительную часть сомнительных страховых потоков. Действительно, в 2001 году, когда вышел закон, они концентрировались в основном в «жизни», но сейчас ситуация меняется, «схемы» уходят в другие виды страхования. Во-вторых, если речь идет об их «налогосберегающих» разновидностях, то они сами по себе не являются отмыванием преступных доходов (неуплата налогов — другое преступление). В-третьих, ячейки сети, расставленной законодателем, настолько крупные, что попасться в них рискует только самый неосторожный «легализатор». Зато о добропорядочном страхователе, решившем накопить себе или детям на достойную жизнь, Росфинмониторингу будет известно все необходимое для его идентификации.

Кстати, по уровню конфиденциальности накопительное страхование сегодня уступает банковским вкладам. Если откладывать деньги на свой счет в кредитной организации, то, накопись там хоть миллион, никаких подозрений снятие этой суммы не вызовет. При этом 600 тыс. рублей — выплата, вполне адекватная для долгосрочного страхования жизни, почему-то вызывает интерес у компетентных органов. Сам по себе этот интерес еще ничем не грозит, но стойкое взаимное недоверие граждан и государства играет свою роль — чувствовать себя «сомнительным клиентом» никто не желает.

Журнал «Финанс.» № 27 (117) 1-7 августа 2005 — Страхование
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.