Анри Матисс приехал танцевать

ВЫСТАВКА. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открывается экспозиция «Анри Матисс. «Танец»». Знаменитое панно, которое хранится в Музее современного искусства в Париже, в этом году уже гостило в Эрмитаже, объяснившем причину «гастролей» реконструкцией во французском хранилище. С 8 сентября шедевр французского художника будет давать уроки «Танца» в Москве.

История этого полотна по-своему примечательна. Американский коллекционер Альберт Барнс заказал Анри Матиссу грандиозное по размерам панно, которое должно было украсить один из залов Фонда Барнса в Мерионе (штат Пенсильвания). Коллекционер предоставил художнику полную свободу в выборе темы и техники, однако, когда картина была почти готова, оказалось, что были указаны неверные размеры.

Пространство люнетов над окнами в помещении с арочными сводами, которое художник сравнивал с порталом собора, требовало почти архитектурного подхода. Из покрашенных гуашью листов Анри Матисс вырезал фигуры или части фона, прикреплял булавками к контуру рисунка, прочерченного углем, и, когда все было готово, маляр наносил на панно краску. Столь революционный метод создания полотна требовал осторожности: автор не спешил показывать свой шедевр в процессе создания, дабы не шокировать состоятельного заказчика.

Первоначальную версию «Танца» Анри Матисс все-таки закончил: американский вариант панно для широкой публики оказался недоступен, и художник надеялся, что Музей современного искусства города Парижа, приобретший «ошибочную» картину, в скором времени ее выставит. Произошло это, однако, лишь в 1977-м — почти через 45 лет после создания «Танца».

Появление картины Анри Матисса в ГМИИ им. А.С. Пушкина более чем символично: в музее уже хранится большая коллекция из 200 произведений художника, его книг, фотографий, архивных документов, подаренных ГМИИ Лидией Делекторской — секретарем и любимой моделью художника, которая провела бок о бок с маэстро 22 года. Теперь до 14 ноября музей будет принимать у себя «Танец» — картину воинственную и грозную, исполненную не грации, а мощной, исступленной языческой силы, тяжеловесной, как поступь Атланта… l

Журнал «Финанс.» № 33 (74) 6-12 сентября 2004 — Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.