Назад в СССР. Журнал «Финанс.» № 18(155) 15-21 мая 2006 — Инвестиции

В то время, когда рядовые советские граждане копили деньги на первые иномарки и только начали задумываться об инвестициях, предприимчивые западные коллекционеры живописи уже во всю скупали произведения соцреализма и альтернативные ему направления неофициального искусства — нон-конформизм, соц-арт, поп-арт и пр. Их расчет на скорое появление в России интереса к наследию недавно ушедшей эпохи оказался совершенно точным. «Когда специалисты Третьяковской галереи решили пополнить свои коллекции произведениями художников-соцреалистов, то с ужасом обнаружили — лучшие образцы за бесценок проданы в США и Великобританию, — рассказывает московский коллекционер Сергей Сенин. — Таким образом, в конце XX века полотна периода СССР оказались не только востребованными, но и, как это ни парадоксально, раритетными». То, что еще совсем недавно со смехом и презрением вычеркивалось из списка художественного наследия, в одночасье стало одним из самых интересных и перспективных направлений коллекционирования и инвестиций.

«Итоги прошлогодних русских торгов на крупнейших западных аукционах показали — интерес к произведениям советского искусства, в том числе к живописи и графике, активно растет, причем не только у россиян, но и у европейских коллекционеров», — говорит владелец галереи Antiqs.ru Александр Цыбин. Причин тому множество. Благосостояние населения повышается, появляются свободные средства, которые необходимо куда-то вкладывать. В то же время сегмент классического искусства практически исчерпан: лучшие произведения — в частных и музейных коллекциях и покинут их скорее всего нескоро. Но даже если владельцы и пожелают расстаться с накопленными ценностями, то попросят за них очень солидные деньги. В советской живописи (СЖ), напротив, масса недостаточно изученных направлений, а цены на большинство картин, хоть и растут весьма интенсивно, пока редко преодолевают порог в $100 тыс. Это делает СЖ привлекательной для инвесторов с самым разным стартовым капиталом.

По оценкам специалистов, для успешного вложения коллекционеру достаточно для начала $50-70 тыс. Однако опытные западные инвесторы, давно осознавшие выгодность вложений в искусство СССР, время от времени «выкидывают» на рынок новые партии ранее скупленной живописи, а это существенно повышает цены на рынке. В ближайшие годы стартовый капитал начинающего инвестора в СЖ возрастет до $100-150 тыс.

Прогнозы. Однако и полотна советского периода владельцы вряд ли захотят продать сейчас — это попросту невыгодно. Сегодня на рынке период очень интенсивного роста: в 2005 году цены на картины художников, творивших в 1950-1970-е годы, выросли на 100-120%, и, как утверждают аналитики, в ближайшие год или два темпы роста если и снизятся, то незначительно — имеет смысл ждать пика.

«Стоимость живописных работ таких корифеев советского импрессионизма и академизма, как Александр Лабас, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Дмитрий Налбандян, Аркадий Пластов, уверенно подбираются к отметке в $100 тыс., — говорит руководитель отдела живописи аукционного дома «Гелос» Анна Савельева. — Практически в абсолютном отрыве от основного блока работ мастеров СССР находится художественное наследие мэтра советского импрессионизма Петра Кончаловского. Цены на его полотна в $1 млн стали реальностью».

Однако интенсивный рост цен замечен экспертами не только в сегменте соцреализма. Работы художников, чье творчество было альтернативой официальному советскому искусству, — таких как Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Александр Тышлер, также являются перспективными. «Именно это направление в долгосрочном периоде скорее всего будет стабильно дорожать, поскольку в отличие от соцреализма оно является самостоятельным эстетическим феноменом, обладающим уникальным набором художественных средств, — считает Анна Савельева. — Проблематичность же инвестирования в соцреализм кроется как раз во вторичности его как художественного явления. Это, по сути, не стиль, а метод, основанный на усердном копировании реальности».

Однако в ближайшее время, по прогнозам аналитиков, рост цен на соцреалистическую живопись продолжится, в частности на полотна тех художников, которые творили на исходе эпохи. Например, на работы, написанные в так называемом суровом стиле — они представлены в творчестве Гелия Коржева, Виктора Попкова, Петра Оссовского. Уже сейчас стоимость их произведений исчисляется десятками тысяч долларов и в дальнейшем будет лишь повышаться.

Еще одна категория советской живописи, привлекательная для вложения денег, — неофициальное искусство 1960- 1970-х годов. Стоимость полотен кисти таких художников, как Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Виталий Комар и Александр Меламид, не достигла еще предела и имеет очень солидный потенциал роста.

Тактика и стратегия. Хорошая инвестиционная коллекция должна включать в себя работы различных категорий советского искусства — только таким образом можно снизить риски, ведь никогда нельзя предсказать, что именно «выстрелит», принеся максимальную выгоду. Не следует забывать о том, что не каждая картина советского периода представляет собой ценность. Помимо талантливых авторов, создававших уникальные произведения, в СССР было множество посредственных художников, работавших по заказу государства. Большинство их «творений» сегодня ничего ни стоит.

Сейчас выгодно покупать картины 1930-х годов, но на свободном рынке их почти не осталось. Если еще два-три года назад коллекционеры искали только полотна 50-60-х годов прошлого века, то сегодня пользуются спросом картины 70-х. А вот дальше — небольшой провал, ведь живопись 80-х уже значительно слабее. Но самые дальновидные приобретают сейчас и такие полотна, так как и их число ограничено. Имеет смысл их покупать и держать, пока не придет время.

«Очень трудно однозначно ответить на вопрос, что следует приобретать, — говорит Сергей Сенин. — Можно руководствоваться простым принципом — покупать только то, что нравится. Меня часто спрашивают: «Неужели ты вешаешь дома картины с изображением немытых шахтеров и краснолицых доярок?» — Я отвечаю: «С удовольствием, ведь это наша история, и мы должны ее ценить. Пока я не проиграл»».

Неизменное правило, которого стоит придерживаться каждому, кто занимается инвестициями в искусство, — покупать лучшее. А для этого необходимо постоянно повышать уровень образования, тренировать вкус, посещая выставки, которых сегодня множество. Если говорить о сроках окупаемости коллекции и выхода на чистую прибыль, имеет смысл рассчитывать на срок более двух лет. При грамотном подходе это обеспечит 25-40% годовых.

i

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (СОЦРЕАЛИЗМ) — творческий метод в искусстве, выражающий социалистическую концепцию мира, борьбу за установление и созидание социалистического общества.

НОН-КОНФОРМИЗМ — направление искусства, подчеркивающее несогласие автора с устоявшимися нормами, ценностями, целями современного ему общества.

СОЦ-АРТ — сложившееся в СССР 70-х и 80-х годов прошлого века вид искусства, в котором художники использовали и гротескно перерабатывали расхожие советские символы и лозунги.

ПОП-АРТ — вид авангардистского искусства 1950-1960-х годов, популяризирующий массовую продукцию, которая наделяется новой эстетикой — зачастую в ироническом ключе.

Журнал «Финанс.» № 18(155) 15-21 мая 2006 — Инвестиции
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.