Страховщики получили 10 заповедей

В 2003 году на страховом рынке произошло событие, которое осталось незамеченным широкой публикой. В сентябре на президиуме ВСС был принят документ под названием «Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке РФ».

Основным положением этого документа являются 10 принципов российского страхового бизнеса.

1. Во взаимодействии с законом бизнес должен понимать необходимость соблюдения действующего законодательства, обеспечивающего всем равные условия деловой активности.

2. Взаимодействуя с властями, бизнес выступает в качестве равноправного партнера, избегая использования незаконных методов прямого и косвенного влияния на представителей всех ветвей власти.

3. В отношениях с клиентами бизнес обеспечивает соблюдение всех действующих норм и правил предоставления услуг и выполнения принятых обязательств.

4. В отношениях с владельцами и/или инвесторами бизнес обеспечивает профессиональный уровень управления, полный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции, а также внимательное отношение к предложениям, жалобам и решениям владельцев и/или инвесторов.

5. В отношениях с работниками бизнес обеспечивает им заработную плату и условия труда, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству, избегает дискриминации независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений.

6. В отношениях с партнерами бизнес основывается на взаимном уважении, соблюдении достигнутых договоренностей, стремлении избегать принудительных действий.

7. В отношениях с конкурентами бизнес исходит из понимания того, что здоровая экономическая конкуренция способствует более справедливому распределению товаров и услуг, а следовательно, уважает физические и интеллектуальные права на собственность конкурентов.

8. Взаимодействуя с обществом, бизнес должен проявлять ответственность за проводимую политику, избегать действий, чреватых усилением социальной напряженности, обеспечивать собственное экономическое здоровье и выживание.

9. Во взаимодействии с внешним миром бизнес ориентирован к общему прогрессу и процветанию.

10. Во взаимодействии с окружающей средой бизнес должен охранять, а там, где это возможно, улучшать окружающую среду и избегать расточительного использования природных ресурсов.

Из 227 членов ВСС и 1400 страховых компаний России согласились письменно подтвердить соблюдение положений кодекса 60 страховщиков. Однако будут ли компании на деле соблюдать эти правила, большой вопрос. Ведь это потребует от них достаточно больших усилий.

Кодексы профессиональной этики уже есть в банковском секторе и на фондовом рынке, но страховщики шагнули несколько дальше. Страховое сообщество не только разработало и одобрило кодекс общим решением, но и предложило каждой отдельной компании его подписать. По итогам года совет старейшин ВСС будет выносить вердикт: может компания получить очередной сертификат, подтверждающий ее «этичность» (он выдается сроком на год), или нет. Если члены совета решат, что страховщик нарушил «заповеди», то компании может быть отказано в получении этого документа.

Конечно, всех проблемных вопросов страхового рынка простым подписанием Кодекса профессиональной этики не решить. Этот документ является лишь декларацией о намерениях, и страховщикам предстоит немало потрудиться, чтобы доказать возможность называться «этичной» отраслью экономики, а следовательно, быть полезными всему российскому обществу.

Павел Логинов, президент Столичного страхового общества

Кодекс — это не закон в прямом понимании этого слова. Это принципы ведения страхового бизнеса. И не важно, что термин «интересы страхователя» в нем не расшифрован, все и так адекватно понимают, что такое интересы страхователя, что ему нужно и какие действия страховщика (несомненно, выплаты при наступлении страхового случая) его волнуют больше всего. Никто не будет подавать на страховую компанию в суд за несоблюдение Кодекса профессиональной этики, но иногда общественное мнение значительно суровее официального суда. Его не обманешь мудрыми юридическими формулировками и прецедентами.

Леонид Зеркалов, первый заместитель генерального директора «Энергогаранта»

Самым явным показателем этичности бизнеса по отношению к страхователям является доступность для клиентов полной информации о деятельности компании, страховых продуктах, выплатной политике, финансовых показателях. Этичный страховщик должен соизмерять свои возможности и руководствоваться приоритетностью интересов клиента. Очереди в отдел урегулирования убытков — проявление неэтичности страховщика, для нас это неприемлемо.

Принципы этики — основа финансового бизнеса, построенного на доверии, максимальной открытости и прозрачности. Этим принципам мы следуем в ежедневной работе, а значит, для нас подписание кодекса этики — публичное подтверждение приверженности курсу, выбранному еще в период становления компании.

Николай Николаев, президент Агентства массовых страховых коммуникаций

Основа развития страхового рынка — доверие клиентов к страховым компаниям или граждан к институту страхования в целом. Конечно, «страховая культура», о воспитании которой весь рынок говорит уже более десяти лет, — штука важная и нужная. Но прежде компаниям необходимо завоевать доверие общества. Без доверия невозможно развитие рынка массового добровольного страхования, не говоря уже о развитии долгосрочного страхования жизни. Доверие в свою очередь базируется на репутации. Подписание Кодекса профессиональной этики означает, что страховщики всерьез занялись строительством своих взаимоотношений с обществом. И теперь исключительно важно, чтобы это строительство велось профессионально, осознанно и продуманно. Надо понимать, что формирование имиджа, завоевание репутации — дело не сиюминутное. Это большой, серьезный труд, растянутый во времени, не терпящий перерывов и не подразумевающий окончания.

Семен Акерман, вице-президент ВСС, генеральный директор страховой компании «МРСС»

Все страховщики находятся в одной лодке. Неудача одного бьет по репутации всей отрасли в целом. Поэтому волей-неволей все мы болеем друг за друга. В этом смысле подписание Кодекса профессиональной этики есть элемент такого «боления». Не стоит воспринимать факт принятия кодекса как нечто революционное. Это событие показывает, что страховой рынок России успешно прошел очередную ступень своего развития. Уже сейчас в отрасли начинают преобладать позитивные тенденции. Крупные компании отказываются от различных псевдостраховых схем, так как они негативно влияют на имидж страховщиков. Если раньше была распространена пагубная практика необоснованных отказов в выплате, то теперь такие факты воспринимаются профессиональным сообществом крайне негативно. Что значит для страховой компании соблюдать этические нормы? Это прежде всего выполнять свои обязательства перед клиентами, другими словами, платить. Например, в развитых странах широко распространена практика, когда несколько поколений одной семьи страхуются в конкретной компании. Российский страховой рынок пока не оперирует такими масштабными временными показателями. Но постепенно мы тоже к этому придем.

Николай Галагуза, председатель совета старейшин ВСС

Надо понимать, что отечественный рынок уже открыт для иностранных компаний. Приходит время, когда профессиональному сообществу страховщиков России следует отказаться от нецивилизованной конкуренции, уделить больше внимания корректному ведению бизнеса. Основная заслуга кодекса как раз и заключается в том, что в нем прописаны все вопросы, касающиеся корректной, цивилизованной работы на страховом рынке РФ. Сейчас это актуально с учетом складывающейся ситуации, когда значительное место в деятельности отдельных страховщиков занимает псевдострахование, практически утерян рынок страхования опасных производств, серьезные сбои допущены при внедрении закона об ОСАГО, в ряде случаев процветают нездоровая конкуренция, демпинг. Компании, подписавшие кодекс, берут на себя ответственность перед рынком и перед страхователями. Они тем самым создают цивилизованный рынок, повышают страховую культуру и имидж всей отрасли. Мы надеемся, что со временем количество компаний, присоединившихся к этому документу, увеличится. Ведь от этого зависит их собственный имидж. Репутация страховщика — это доверие отдельно взятого клиента к этой организации. Сертификат, выданный после подписания кодекса, означает, что компания соблюдает нормы действующего законодательства, выполняет взятые на себя обязательства и руководствуется нормами профессиональной этики.

Журнал «Финанс.» № 12 (53) 29 марта — 4 апреля 2004 — Репутационный капитал
Алексей Ермаков, Георгий Лобанов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.