Возвращение блудного «Руслана»

Репатриация летающего скитальца стоимостью около $20 млн произошла в результате многомесячных судебных разбирательств в четырех странах мира между московской инвесткомпанией «Центр-капитал» и английским перевозчиком Air Foyle.

«Руслан» был арестован в июле 1997 года в голландском аэропорту Маастрихт из-за долгов его владельца — российской авиакомпании «Аякс» своим контрагентам. Сорвав сроки перевозки, «Аякс» оказался должен голландской Netherlands Traffic B.V. и английской Aviation Consultants Ltd около $500 000, по искам которых голландские власти и арестовали самолет. Примерно в то же время второй принадлежащий «Аяксу» Ан-124 разбился в Италии. У компании возникли серьезные юридические и финансовые проблемы, в результате чего арестованный «антонов» надолго задержался в Голландии.

В 2000 году «бездомным» самолетом заинтересовалась инвесткомпания «Центр-капитал». Выкупив долги «Аякса», она стала собственником машины, что было зарегистрировано в российском реестре воздушных судов. Тем временем голландские аэропортовые власти решили продать лайнер за долги. В декабре того же года они провели аукцион, в котором победила английская Air Foyle, предложившая за «Руслан» $6 млн.

«Центр-капитал», разумеется, не признал итогов торгов и с тех пор в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона добивался восстановления прав собственности на самолет, способный за год зарабатывать до $10 млн. Точку в многолетней судебной тяжбе поставил Лондонский суд, разбиравший это дело с ноября прошлого года. Стороны сошлись на том, что «Центр-капитал» получит назад свой «грузовик» в обмен на небольшую компенсацию Air Foyle в размере около $500 000. 23 апреля многострадальный «Руслан» вернулся на родину, в Ульяновск. После замены двигателей и небольшого ремонта машина, по всей видимости, будет передана в эксплуатацию воронежской компании «Полет», с которой еще два года назад был подписан соответствующий договор.

Самолеты Ан-124-100 разработки АНТК им. Антонова и выпускающиеся на ульяновском «Авиастаре», способные поднимать в воздух свыше ста тонн груза, формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов. Объем этого рынка в 2002 году оценивается в $300 млн. В гражданских перевозках сейчас участвуют два десятка таких машин, девять из которых принадлежит авиакомпании «Волга-Днепр», восемь — «Антоновским авиалиниям» («дочке» украинского АНТК им. Антонова), два — воронежской авиакомпании «Полет». Как сообщили в авиакомпании «Волга-Днепр», срок окупаемости нового самолета составляет около четырех лет.

Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) — Главное