Пиводефицит

Информация о продаже ПИТ появилась еще в конце июня. Тогда на рынке заговорили о том, что «Пивоварни» (разливает под брэндами «ПИТ», Goesser, Bavaria) выставлены на закрытый аукцион со стартовой ценой в $400 млн. В числе потенциальных покупателей назывались компании InBev, Heineken и SABMiller. Для них это был шанс увеличить свою долю на рынке сразу на 4% (см. диаграмму) — в 2004 году ПИТ сварил на своих трех заводах в Калининграде, Хабаровске и Оренбурге 29 млн дал (1 дал = 10 литрам) пива, заработав $211 млн при производственных мощностях 40 млн дал. На торгах победил голландский концерн, предложив, по информации «Ф.», около $500 млн.

Помимо рыночной доли Heineken с покупкой ПИТ получает активы в регионах, в которых до этого он был слабо представлен. И, по-видимому, завершает крупной покупкой свою региональную экспансию, на которую потратил около $230 млн, если не считать первой покупки голландского концерна в России — питерского пивзавода «Браво», который Heineken приобрел в 2002 году за $400 млн. Компания начала расширяться год назад, заявив о своем желании занять второе место на российском рынке. Приобретать пивоваренные активы голландский концерн начал с покупки за $60 млн у акционеров «Вимм-Билль-Данна» 78% акций завода «Шихан» (Башкортостан) мощностью 14 млн дал и 100% комбината «Волга» (Нижний Новгород) мощностью 7 млн дал. Сейчас Heineken реконструирует оба завода для удвоения их мощностей, планируя инвестировать до 2007 года $100 млн.

Следующей «жертвой» концерна стал новосибирский «Собол бир» мощностью 10 млн дал. Сумма сделки не раскрывалась, однако, по оценкам аналитиков, она составила не менее $40 млн. Новые хозяева заявили о намерении инвестировать 40 млн евро до 2010 года в расширение мощностей. После полугодового перерыва Heineken объявил о покупке у инвесткомпании «Альфа-Эко» 100% екатеринбургской «Патры». За производственные мощности в 10 млн дал концерн выложил около $60 млн. Тогда компания, входящая в империю Михаила Фридмана (№ 3 в рейтинге миллиардеров «Ф.»), получила, по оценкам аналитиков, от этой сделки как минимум 100-процентную прибыль.

А самым крупным приобретением стал питерский комбинат им. Степана Разина (мощностью 23 млн дал), выручивший в 2004 году за 14 млн дал пива $69 млн. Аналитики оценили сумму сделки в $80 млн. Наконец, в июле 2005 года Heineken купил 100% Байкальской пивоваренной компании (мощностью 10 млн дал) у группы «Ренова», принадлежащей Виктору Вексельбергу (миллиардер № 5), за $55 млн.

Оставшиеся в живых. После покупки «Пивоварен Ивана Таранова» на рынке останется всего два крупных свободных актива. Во-первых, принадлежащий братьям Айрату и Ильшату Хайруллиным (соответственно № 60 и № 105 в рейтинге миллиардеров «Ф.») «Красный восток», сваривший в 2004 году 47 млн дал пива, выручив 5,4 млрд рублей (обладает производственными мощностями в 100 млн дал в год). Во-вторых, МПБК «Очаково», способный выпускать до 70 млн дал пива в год (52,5 млн дал в 2004 году при выручке в 7,1 млрд рублей). Владельцами 54,2% акций московского комбината являются Алексей и Инна Кочетовы (миллиардеры № 117 и № 254 соответственно). Однако и те, и другие неоднократно заявляли о нежелании продавать свой семейный бизнес.

Так, братья Хайруллины не хотят лишиться контрольного пакета в «Красном востоке» и готовы лишь к альянсу с международными пивоваренными компаниями. При этом весь свой «пивной» бизнес они оценивают в $1 млрд. Что касается «Очакова», то его владельцы хотят за свой комбинат почти $800 млн. «По такой цене и тот, и другой актив может заинтересовать лишь не представленные на российском рынке международные компании — американские Anheuser-Busch или Coors/Molson, а также японскую Asahi», — размышляет Игорь Потапенко, аналитик консалтинговой компании TRC.

Между тем обе компании могут остаться у разбитого корыта. Их доля рынка уменьшается с каждым годом. И если «Красный восток» просто растет медленнее рынка (за прошлый год он увеличил свои продажи в натуральном выражении на 3%, в то время как рынок — на 11,4%), то у московского комбината продажи падают — на 1% в 2004 году. В этом году ситуация будет гораздо менее благоприятной: аналитики ОФГ прогнозируют рост рынка на уровне лишь 4%, что обусловлено как насыщением рынка, так и законодательными ограничениями. «Так как уже сейчас крупные международные игроки растут быстрее рынка за счет «выбивания» долей у более мелких игроков, — размышляет Игорь Потапенко, — то нет причин сомневаться, что эта тенденция сохранится в ближайшие два года». Так, доля семи крупнейших производителей увеличилась с 65% рынка в 2003 году до 80% в 2004 году. После победы над региональными пивоварнями конкуренция обострится между гигантами: они смогут расти только за счет «отъедания» доли рынка друг у друга.

Великаны на отдыхе. Пока Heineken всеми возможными путями увеличивает свои производственные мощности, другие международные производители оптимизируют собственную деятельность. Так, абсолютный лидер Baltic Beverages Holding (BBH) уже

начал объединение своих (в каждом скандинавскому холдингу принадлежит более 75% акций) заводов — «Балтика», «Вена» и «Пикра», которое планируется юридически завершить к 2007 году, а де-факто они начнут совместно действовать уже к 2006 году. За счет слияния BBH хочет сократить издержки, создав единую систему закупок, логистики и дистрибуции. Кроме того, производство будет частично перераспределено с мощностей «Балтики», достигших предела загрузки, на другие предприятия компании. Совокупный оборот пивоваренного гиганта составит $1,6 млрд. Скорее всего впоследствии к нему будут присоединены «слившиеся» в одну компанию «Ярпиво» (выручка $207 млн в 2004 году; 61% акций принадлежит BBH) и Воронежский завод (81,75% акций владеет «Ярпиво»). BBH планировал перевести эти предприятия на единую акцию еще месяц назад, однако возникли проблемы с миноритариями, которым не понравился предложенный скандинавами «обменный курс».

Sun Interbrew, которая принадлежит бельгийской InBev, также оптимизируется, при этом проявляя чудеса расточительности. Всего на две сделки компания потратила 426,7 млн евро. Сначала InBev выкупила у «Альфа-Эко» более 15% голосующих акций за 204,7 млн евро, приплатив еще 55 млн евро в обмен за прекращение притязаний на Sun Interbrew. Затем бельгийцы купили пивоваренный бизнес компании «Тинькофф», заплатив предпринимателю Олегу Тинькову 167 млн евро за два завода суммарной мощностью 22,5 млн дал и набор премиальных брэндов («Тинькофф», «Текиза»).

Английская SABMiller, чьи интересы в России представляет компания «Трансмарк», и турецкая Efes пока не принимают участия в лихорадочной распродаже пивных активов. Хотя на рынке и ходят слухи об их борьбе за «Красный восток». Новые мощности особенно необходимы SABMiller — ее единственный завод в Калуге загружен на 100%. А вот Efes пока осторожно тратит вырученные во время прошлогоднего IPO $119 млн. Недавно компания решила вложить $50 млн до 2006 года в увеличение мощностей уфимского завода «Амстар» до 40 млн дал.

Журнал «Финанс.» № 30 (120) 22-28 августа 2005 — Компании
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.