Бесконечная бензиновая история

В России в очередной раз подорожал бензин: по данным Росстата, цена литра Аи – 95 в среднем по стране уже превысила 17 рублей. А при сохранении существующих тенденций, по мнению председателя Совета союза нефтепромышленников РФ Юрия Шафраника, она вскоре достигнет 20 рублей.

Московские цены расстраивают автовладельцев еще сильнее: по данным мониторинга, на 13 сентября средние розничные цены на бензин марки А – 80 составили 15,18 рубля за литр (прирост 0,95 рубля за неделю), Аи – 92 и Аи – 95 – 17,14 и 18,15 рубля за литр (+0,99 и +0,98 рубля соответственно), Аи – 98 – 19,10 рубля за литр (+0,98 рубля). Значительнее же всего подорожало дизельное топливо (примерно на 1,05 рубля).

Очевидно, что под давлением цен на топливо инфляция будет только набирать обороты и ни о каких 10 – 11% в год речи уже идти не может. Ожидать же, что это давление прекратится, не приходится, особенно с учетом того, что за последний год оптовые цены на нефтепродукты в России выросли в среднем в 5 раз, а розничные – только в 2,2 раза.

Предположения по поводу причин бензиновой инфляции высказываются самые разные. Некоторые склонны объяснять продолжающийся рост цен общемировыми тенденциями, кто – то указывает на высокий уровень налогов (на них приходится 60% стоимости бензина). Но, пожалуй, самое популярное мнение (которого придерживается, к примеру, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев), что виной всему картельный сговор. Подобные соображения объясняются тем фактом, что компании подняли цены практически одновременно, стараясь компенсировать потери из – за высоких экспортных пошлин. Сами нефтяники между тем обещают антимонопольной службе, что рост цен остановится к концу октября.

Предлагаемые депутатами и чиновниками различного уровня решения проблемы также поражают своим разнообразием. Звучат даже предложения внести бензин в состав прожиточного минимума. Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что проблему роста цен на нефтепродукты можно решить путем фьючерсных закупок топлива (в начале года обеспечивать и посевную, и уборочную кампании). Кроме того, представители МЭРТ предложили скорректировать шкалу по НДПИ и экспортной пошлине (отказаться от прогрессивной формулы). А тот же Андрей Исаев предлагает радикальные меры: вернуться к политике государственного регулирования уровня цен и ввести экспортные квоты.

Региональные руководители между тем готовятся к борьбе с последствиями роста цен: продумывают пути борьбы с грозящими стране «бензиновыми бунтами» (если россияне решат повторить опыт британских пикетов) и планируют работу общественного транспорта в связи с ожидающимся наплывом пассажиров. А администрация Екатеринбурга, например, заявила о своих планах «пробить» федеральное финансирование строительства метро.

Журнал «Финанс.» № 34 (124) 19 – 25 сентября 2005 № 34 (124) – Личные деньги
Оксана Трускова