Дорогострой

ЮРИЙ ТРУТНЕВ, глава Минприроды, предлагает государству строить платные автодороги самостоятельно, не дожидаясь помощи бизнеса. “Если страна не начнет делать платные дороги, то они никогда не появятся”, – заявил он на заседании правительства. Министр аргументировал свою позицию большим количеством рисков при строительстве платных шоссе, из-за которых бизнес может не осилить такие проекты.

Всерьез о платных дорогах в России заговорили еще в 1999 году, когда появилось соответствующее постановление правительства. Но дальше разговоров дело так и не пошло, несмотря на большое число потенциально интересных объектов: ими считаются дороги с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки. В Федеральном дорожном агентстве таких насчитывают около 100. Проблема в долгой окупаемости, которая даже для наиболее выгодных объектов, таких как трасса Москва-Петербург или подъезд к аэропорту Домодедово, по любым расчетам составляет не менее 10 лет. А так как стоимость строительства одного километра шоссе обходится в $1 млн, такие проекты могут потянуть лишь крупные инвесторы. А их круг ограничивается российскими ФПГ, предпочитающими инвестировать за рубеж, и западными институтами, которые в Россию не особо стремятся из-за высоких политических рисков.

Конечно, министр прав. Правительству гораздо проще инвестировать самому, чем создавать благоприятные условия для работы инвесторов, обуздывать налоговые органы и реже менять законодательство. Постулат “государственные инвестиции – самые эффективные” остается незыблемым.

ТАКЖЕ ОТЛИЧИЛИСЬ…

АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС, председатель правления РАО “ЕЭС России”,

предложил повысить цены на газ. Реальной ценой он считает $50-60 за 1 тыс. кубометров – вдвое выше сегодняшнего уровня. По его словам, именно столько стоит газ, покупаемый энергетиками сверх лимита. “Ситуация с такой разницей цен на “лимитный” и “сверхлимитный” газ непрозрачна и создает условия для коррупции”, – говорит Анатолий Чубайс. Странно слышать подобные предложения от главы компании, для которой газ является основным сырьем.

ВИКТОР ХРИСТЕНКО, глава Минпромэнерго,

все-таки согласился с заключенным Михаилом Ходорковским. Чиновник подписал приказ “Об определении этапов строительства трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан””. Согласно ему, в первую очередь будет построена труба до города Сковородино, расположенного всего в 70 километрах от границы с Китаем. Вероятно, что после ответвления на Дацин строительство закончится: сроки реализации второго этапа даже не определены.

ВИКТОР ЮЩЕНКО, президент Украины,

поручил кабинету министров составить “черный список” проблемных с точки зрения приватизации предприятий: “В ближайшее время мы должны завершить тему дооценки имущества”. Также он собирается урегулировать взаимоотношения с иностранными инвесторами в экономику Украины. Предложение появилось на фоне паники настроений последних, взбудораженных решением суда о реприватизации Запорожского алюминиевого завода, принадлежащего “Суалу”.

ФАРХАД АХМЕДОВ, сенатор от Краснодарского края (миллиардер № 34 в рейтинге “Ф.”),

берет пример с акционеров “Юкоса”. Принадлежащий ему “Нортгаз” подал в Арбитражный суд Москвы иск к Министерству финансов на 119,6 млрд рублей. В компании считают, что госорганы виноваты в потере “Нортгазом” лицензии на пользование недрами Северо-Уренгойского месторождения, что принесло ему баснословные убытки.

Журнал «Финанс.» № 17 (107) 10-15 мая 2005 г. – Дорогие товарищи
Андрей Школин