Пробный шар был запущен правительством Москвы, Московским союзом кинематографистов и Российским агентством «Информкино» при участии газеты «Московский комсомолец». Фестиваль, по определению самих организаторов, получился пилотным. Но уже сейчас ясно, что мероприятие станет ежегодным, приобретет внешний лоск и вес. Миссия фестиваля — продвижение отечественного кино, которое, по словам организаторов, «за последний год совершило настоящий прорыв», — будет осуществляться в более удобное для зрителя время: последнюю неделю февраля — первую неделю марта, почти сразу после Берлинского кинофестиваля.
Президентом «Премьеры» был выбран Алексей Баталов, а членами жюри — Павел Гусев, Андрей Вознесенский, Илья Глазунов, Михаил Горбачев, Лариса Латынина и Алена Апина. Впрочем, этим вопрос: «А судьи кто?» отнюдь не исчерпывался: главная награда фестиваля — приз зрительских симпатий «Великолепная семерка МК» присуждался в согласии с мнением зрителей по итогам рейтинговых голосований. За народную любовь боролись семь новейших картин, еще не успевших побывать в широком прокате: «Фото» Александра Галина, «Кармен» Александра Хвана, «Ключ от спальни» Эльдара Рязанова, «Лунные поляны» Игоря Минаева, «С любовью, Лиля» Ларисы Садиловой, «Тартарен из Тараскона» Дмитрия Астрахана, «Шик» Бахтиера Худойназарова и, конечно же, «Русский ковчег» Александра Сокурова. Впрочем, в процессе фестиваля «Великолепная семерка» трансформировалась в шестерку: «Кармен», по письменному настоянию ее продюсера, добровольно сошла с дистанции и в голосовании не участвовала. Программу дополняли фильмы «Арт-линии» — претензии на современный интеллектуальный кинематограф, программа «Наше новое детское кино» — благотворительные сеансы, выкупленные структурами муниципальной власти г. Москвы, серия уникальных ретроспектив, среди которых особенно выделялись «Московские ленфильмовцы».
И все же, по словам председателя Московского союза кинематографистов Павла Финна, «главной сенсацией фестиваля стало то, что он все-таки состоялся». Не секрет, что столичные прокатчики не слишком жалуют работы отечественных режиссеров, считая прокат их картин в коммерческом отношении заведомо убыточным. Поэтому возникли определенные трудности с подбором кинотеатров, готовых предоставить свои зрительные залы под мероприятия фестиваля. Например, кинотеатр «Художественный», несмотря на статус центра российской кинематографии, отказался иметь дело с «Московской премьерой». Те же, для кого поддержка отечественного производителя оказалась делом приоритетным, работали «от сборов», не взимая с организаторов деньги за аренду кинозалов. «Денежной стороной вопроса мы все остались не очень довольны, — говорит генеральный продюсер «Московской премьеры», директор Российского агентства «Информкино» Вячеслав Шмыров. — Но кинотеатры особенных претензий не высказывали: все понимали, что само время проведения фестиваля выбрано не очень удачно». Провалились показы «Арт-линии», на которые зритель просто не пришел, несмотря на активную пиар-акцию. Организаторы, однако, обещают, что на следующий год все ошибки будут учтены, а механизмы отлажены.
Теперь о премиях и лауреатах. Победителем фестиваля стал фильм «Шик» Бахтиера Худойназарова (см. «Финанс.» № 6). Второе место заняли сразу две кинокартины: изящная комедия Эльдара Рязанова «Ключ от спальни», стилизованная под немую «фильму» начала XX века, и «Тартарен из Тараскона» Дмитрия Астрахана — авантюрная комедия, снятая по одноименному роману Альфонса Додэ. Приз за лучшую мужскую роль был присужден Александру Калягину («Фото»), лучшей актрисой была названа кинодебютантка Марина Зубанова («С любовью, Лиля»), награду за лучшую режиссуру получила Лариса Садилова (за ту же картину).
Фильм «С любовью, Лиля» уже был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля в Роттердаме и приза за лучший сценарий фестиваля «Киношок». История кажется простой и незамысловатой: в глухом провинциальном городишке на птицефабрике работает девушка Лиля. Не то чтобы первой молодости, но, в общем-то, в самом соку. И многого ей от жизни не надо — достаточно того самого, простого женского. Был бы муж хороший. Но вместо мужа и кучи детишек — старый больной дед, насмешки товарок и похождения в гостиницу в надежде познакомиться с «приличным мужчиной». Мужчины лишь приятно проводят с ней время и никогда не отвечают на пылкие послания, которые она завершает словами «С любовью, Лиля». Быть любимой становится для героини наваждением, граничащим с помешательством. Она трогательна и настырна в стремлении самой ковать свое счастье. И, конечно же, все будет хорошо…
Итак, 1-й Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера» состоялся: 100 тыс. зрителей (многие из которых, правда, ограничились бесплатными сеансами), внимание звезд российского кинематографа, базовый бюджет в $100 тыс. (без учета спонсорских денег). О том, что российское кино без сожаления прощается с периодом застоя, в кинематографических кругах говорят уже уверенно. Наши фильмы все активнее участвуют в программах международных кинофестивалей, появляется поколение молодых и талантливых режиссеров. «Знаю не понаслышке, что подрастает удивительная молодежь с особым взглядом на мир», — утверждает Алексей Баталов. Российский зритель готов смотреть новое качественное отечественное кино. Но вот готов ли он за него платить? Ответ дадут результаты кассовых сборов.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Личное
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.