В принципе решение Еврокомиссии не слишком обескураживающее для Софии и Бухареста. У них еще есть шансы на вступление в ЕС в январе 2007 года, как и планировалось ранее. Но для этого двум странам придется в срок до октября усовершенствовать свои правоохранительные системы. Высокий уровень коррупции и проблема организованной преступности с самого начала были серьезными препятствиями на пути Болгарии и Румынии в ЕС. В Брюсселе признают, что оба кандидата добились успеха в борьбе с этим злом, но считают, что им еще есть над чем поработать. В противном случае вступление может быть отложено по крайней мере на год — до начала 2008 года. Властям ЕС нужна уверенность в том, что предназначенная «новичкам» помощь — 11,5 млрд евро для Румынии и 4,6 млрд для Болгарии в 2007-2009 годах — будет использована по назначению.
Трудности перехода. После «большого расширения» ЕС прошло два года: единой Европе пора подводить итоги и делать выводы на будущее. В результате присоединения 10 стран в основном из Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) ЕС заметно прибавил «в весе»: численность населения выросла приблизительно на 20% (с 375 млн до 450 млн человек). Новые страны-участницы расширили «общий рынок», открыв «старым европейцам» доступ к более дешевым товарам и рабочей силе. Однако расширение привело и к усилению диспропорций внутри союза.
Став членами ЕС, страны ЦВЕ получили возможность участвовать в его единой сельскохозяйственной политике. Она предусматривает защитные меры европейского рынка от продукции из развивающихся стран, а также доступ к новейшим научно-техническим достижениям, обеспечивающим более высокую производительность. Эти меры и до расширения обходились союзу недешево: единая аграрная политика — первая статья расходов ЕС. В 2006 году около 50% бюджета — 51 млрд евро — пойдет на прямую помощь сельскому хозяйству. Особенность большинства новых стран-членов — значительная доля аграрного сектора в экономике. В странах ЕС «старого» состава в сельском хозяйстве занято в среднем не более 5% населения. У 10 новых государств этот показатель равен 15%, а в Литве и Польше достигает 19-20% населения. В период с 2000 по 2003 год ЕС потратил на подготовку «новичков» к вступлению 13,2 млрд евро. На 2004-2006 годы им было выделено более 40 млрд евро, в том числе на субсидии сельскому хозяйству, развитие регионов и инфраструктуры. Однако в полном объеме новые страны-участницы начнут получать прямую помощь только в 2013 году. Сейчас для бюджетов стран — доноров ЕС более тяжелое бремя просто непосильно.
К моменту вступления доход на душу населения в семи новых странах (кроме Словении, Чехии и Венгрии) не превышал половины среднеевропейского. Впечатляющим стал разрыв в уровнях средней заработной платы в ЕС. По данным Евростата, в трех странах — лидерах по этому показателю — Великобритании (36,2 тыс. евро), Люксембурге (35 тыс. евро) и Германии (34,6 тыс. евро) — заработная плата оказалась на порядок выше, чем в замыкающих список Латвии (3,2 тыс. евро), Литве (3,6 тыс. евро) и Эстонии (4,4 тыс. евро).
Неудивительно, что расширение 2004 года поставило под вопрос свободу перемещения рабочей силы в рамках ЕС: из «старой гвардии» только Великобритания, Ирландия и Швеция сразу открыли границы для рабочих из «новых» стран. Европейская комиссия ссылается на их опыт: приток иммигрантов из новых государств-участников оказался не таким уж значительным, при этом приезжающие рабочие способствуют заполнению пробелов на рынке рабочей силы. Но правда и то, что для Германии и Франции с их высокими уровнями безработицы эти примеры едва ли станут заразительными. Ограничения и квоты, которые, кстати, не коснулись Мальты и Кипра, должны быть полностью отменены только к 2009 году. А пока длится переходный период, каждая из 15 стран имеет право на собственную политику в отношении миграции рабочих. Европейцы вообще недоверчиво относятся к «польскому сантехнику» — укоренившемуся образу иммигранта из стран ЦВЕ. Получается, что жители новых государств-участников с точки зрения свободы перемещения пока остаются для «старой Европы» не совсем полноправными гражданами.
Еще парочку. Впрочем, Чехия, Венгрия, Польша и Словакия сами частенько подумывают о введении барьеров для выходцев из Болгарии и Румынии. Уже сегодня до 4 млн румын работают в Испании, Италии и Португалии. За период с 2001 по 2003 год румынские эмигранты официально перевели на родину около 4 млрд евро. Аграрный вопрос в случае с двумя претендентами тоже не прост. Сельское хозяйство в этих странах относительно слабое, но значительное по размеру. Доля занятых в этом секторе в Болгарии — около 27%, в Румынии — около 40%. Стало быть, Евросоюзу опять придется раскошеливаться.
Между тем обе страны в связи с предстоящим вступлением в ЕС могут рассчитывать не только на бюджетные вливания, но и на внимание иностранных инвесторов. Английские предприниматели в сфере торговли недвижимостью уже заявили о своем намерении вложить в экономику Болгарии в текущем году от 300 до 500 млн евро. Заграничные фонды и фирмы, покупая недвижимость в стране-кандидате, не только параллельно развивают инфраструктуру и привлекают туристов, но и ожидают значительных прибылей от последующей продажи купленных активов.
Помимо Болгарии и Румынии на вхождение в объединенную Европу претендуют также Турция, Хорватия и Македония. Ведутся переговоры с Сербией и Черногорией, Боснией и Герцеговиной. Несмотря на заявления Виктора Ющенко о том, что Украина — страна-кандидат, официальной заявки Киев пока не подавал. Впрочем, уже сейчас ясно: если у Софии и Бухареста еще есть повод для осторожного оптимизма, то остальным с планами вхождения в ЕС придется повременить. Скорее всего союз сделает длительную паузу в плане своего дальнейшего расширения. На недавнем заседании совета министров иностранных дел в рамках саммита в Брюсселе было решено заморозить дальнейшее расширение ЕС по крайней мере до тех пор, пока не будет принята единая Конституция или иной договорный документ, реформирующий нынешнюю структуру союза. А в то, что это может произойти скоро, верится с трудом.
Утешительный приз. Все больше политиков и депутатов Европарламента также требуют, чтобы существующие границы были на некоторое время зафиксированы. Министр внутренних дел Франции Николя Саркози, которого считают серьезным кандидатом на пост президента страны на будущих выборах, полагает, что в отношениях с соседями по Европе для Брюсселя более приемлемым становится привилегированное партнерство вместо полноценного членства. В этот формат входит создание таможенного союза со странами-партнерами, а также участие последних во второстепенных программах ЕС (например, в сфере образования). Важно, что привилегированный партнер в принятии решений, касающихся политики Евросоюза, не участвует. Такую перспективу сотрудничества Николя Саркози предложил Турции и Украине. Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен также призвал замедлить темпы расширения ЕС и поставил под вопрос перспективу принятия Турции. По его мнению, пополнение ЕС десятью новыми странами в 2004 году было недостаточно хорошо подготовлено. В результате, по словам французского премьера, народы ЕС «теряют доверие к союзу», а новые страны-члены воспринимаются как «излишне тяжелый финансовый груз». При этом он отметил, что Евросоюз должен сдержать свои обещания по приему Болгарии и Румынии, а также государств Западных Балкан.
Ангела Меркель считает привилегированное партнерство альтернативой членству для Турции и западных балканских стран, включая Сербию и Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину, а также Албанию. По ее словам, при большом расширении ЕС превратится просто в зону свободной торговли. Вольфганг Шюссель, канцлер Австрии, председательствующей в ЕС в этом году, согласен со своими коллегами, однако, по его мнению, выполнить свои обязательства по отношению к Балканам Брюссель все-таки должен.
Восток — дело тонкое. С Турцией у Европы разговор вообще будет особый. В прошлом году ЕС признал ее страной с рыночной экономикой и в октябре официально начал переговорный процесс о вступлении. Однако ряд политических проблем преграждают Турции дорогу в ЕС. Анкара до сих пор не признала Республику Кипр, но при этом единственная в мире считает самостоятельным государством населенный турками Северный Кипр. Кроме того, геноцид армян в 1915-1917 годы остается запретной темой в стране. По результатам опросов, около 80% турков высказываются за прекращение переговоров о вступлении в единую Европу, если оно потребует признать геноцид армян.
Впрочем, и политические трудности меркнут по сравнению с возможными экономическими последствиями. Во-первых, как и в случае с майским расширением 2004 года, участие Турции усилит диспропорции в ЕС. ВВП на душу населения в стране примерно в три раза меньше среднеевропейского и без того серьезно снизившегося после принятия стран ЦВЕ. Половина турецкого населения живет, по европейским меркам, за чертой бедности. Да и в самой Турции огромный разрыв между развитым Западом и отсталым Востоком. Во-вторых, европейцы боятся, с одной стороны, притока дешевой рабочей силы, с другой — ускорения процессов перемещения производства, которое ведет к сокращению рабочих мест «дома». Принятие Турции может нанести значительный ущерб мелким предприятиям ЕС, особенно текстильной промышленности и производству, не требующему высококвалифицированной рабочей силы. В-третьих, доля экономически активного населения, занятого в аграрном секторе, достигает в стране 35%. А это значит, что в случае принятия Турции ЕС опять придется серьезно потратиться. По некоторым оценкам, развитие турецкого аграрного сектора будет ежегодно обходиться в 26 млрд евро. Высказываются опасения, что расходы ЕС, связанные с принятием Турции, сравнятся с издержками, понесенными в результате вступления всех 10 стран в 2004 году. И каковы гарантии того, что деньги Брюсселя будут использованы по назначению, если учесть очень высокий уровень коррумпированности власти, сравнимый разве что с румынским? Наконец, тот факт, что Турция — мусульманская страна, также заставляет западных политиков не торопиться с оптимистичными прогнозами.
Еврозона: плюс Словения, минус Литва
Ни одна из 10 стран, присоединившихся к ЕС в 2004-м, еще не перешла на единую европейскую валюту. Чтобы это сделать, по правилам Евросоюза кандидату необходимо сократить темпы роста цен. Он не должен более чем на 1,5% превышать средний уровень трех стран союза с наименьшей инфляцией, зафиксированной за год. На минувшей неделе власти ЕС официально отказали Литве в праве вступить в еврозону в январе 2007-го: в текущем году цены в стране могут вырасти на 3,5%. Зато Словения, по оценке Брюсселя, прошла все необходимые тесты и получила «добро» на введение единой валюты. Эстония, столкнувшись с инфляцией выше запланированной, еще раньше сама решила отложить вступление до 2008 года. Перспективы перехода на евро в остальных семи странах пока не ясны.
Журнал «Финанс.» № 19 (156) 22-28 мая 2006 — Мировые финансы
Марта Маковецкая
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.