Услуги по управлению активами предоставляют как сами банки, так и независимые от банка управляющие или финансовые компании.
Как это работает. Независимая финансовая компания управляет размещенными в банке активами клиента в соответствии с письменным поручением последнего. Клиент открывает счет в этой компании, которая в свою очередь открывает счет для этого клиента в швейцарском банке. Банковский счет, на котором размещаются деньги клиента, может быть открыт на имя самого клиента либо на имя финансовой компании. Поручение по управлению активами составляется в соответствии с предпочтениями клиента: его запросами по доходности и отношением к риску. Финансовая компания управляет активами в интересах клиента и не может совершать сделки, выходящие за рамки поручения.
Компания зарабатывает свой доход в виде вознаграждения за управление (management fee). Оно исчисляется как процент от объема управляемых активов и обычно колеблется в пределах 0,75-1%. Все заработанные на управлении активами доходы передаются клиенту. Банк может получать часть заработанного финансовой компанией management fee, но в некоторых случаях его интерес ограничивается лишь комиссионными, взимаемыми за операции по счету.
Доля независимых управляющих компаний на швейцарском рынке управления активами (asset management) с трудом поддается измерению. Экспертами она оценивается в 5-10% от объема управляемых активов или даже меньше. Однако тенденция к росту значения независимых управляющих признается многими. Тяжелые времена, наступившие для банковской индустрии с 2001 года, поставили банки перед необходимостью радикально сокращать издержки. Многие банки вынуждены делать упор на продаже стандартных фондов, полностью или частично отказавшись от персонифицированных услуг, которые обходятся слишком дорого. Поэтому те клиенты, которых интересует индивидуальный подход, все чаще обращаются к небольшим независимым компаниям.
Зачем это нужно. Управление счетом через финансовую компанию имеет немало преимуществ перед управлением непосредственно банком. Такая компания ведет гораздо меньше счетов, чем банк, и потому может уделять гораздо больше внимания каждому клиенту. Компания разрабатывает индивидуальную инвестиционную стратегию совместно с клиентом и в соответствии с его персональными потребностями. Банк же скорее всего предложит вкладчику готовый продукт — фонд, структурированный в соответствии с определенными критериями доходности и допустимого риска. Справедливости ради нужно сказать, что в ряде швейцарских банков есть свои команды портфельных менеджеров, которые по своей эффективности ничуть не уступают независимым управляющим. Однако они, как правило, работают с очень крупными суммами (десятки миллионов долларов). В отличие от банков, финансовые компании готовы учитывать индивидуальные запросы клиентов, располагающих небольшими по швейцарским меркам суммами (несколько сотен тысяч долларов).
Управление активами через независимую компанию хорошо еще и тем, что позволяет избежать конфликта интересов. Служащий крупного банка подвержен определенному давлению: он, с одной стороны, управляет портфелем в интересах клиента, с другой — он должен зарабатывать для банка комиссионные на торговле ценными бумагами и других операциях.
По мнению Валерия Тутыхина, партнера компании «Джон Тайнер и партнеры», у финансовых компаний есть еще одно преимущество перед банками, важное именно для российских вкладчиков. «В силу своей ориентированности на ограниченное число клиентов финансовая компания отстаивает интересы вкладчика перед банком. Услугами компаний по управлению активами часто пользуются люди, заинтересованные в швейцарских частнобанковских услугах, но не имеющие убедительной банковской истории и рекомендательных писем. А без всего этого потенциальному клиенту достаточно сложно договориться с первоклассным швейцарским банком, особенно если этот клиент из России. Финансовая компания может помочь решить эту проблему, выступив своего рода гарантом добросовестности клиента», — говорит эксперт.
Более того, при дальнейшем проведении операций финансовая компания также может играть роль своеобразного «буфера» между банком и клиентом. Это важно в тех случаях, когда клиент совершает операции, подозрительные с точки зрения контроля за отмыванием «грязных» денег. А для российских счетов такие «шальные» операции — совсем не редкость. Вот пример. На счет неожиданно поступила крупная сумма, а уже на следующий день клиент дает распоряжение перевести ее на счет в другом банке. С точки зрения регулирующих органов это типичный «подозрительный» случай. Если клиентским счетом управляет непосредственно банк, то вполне возможно, что он осуществит перевод, а затем заморозит деньги до последующего разбирательства. (Исключение составляют те случаи, когда у банка особо доверительные отношения с клиентом.) Если же активы управляются финансовой компанией, то ее представитель свяжется с клиентом, разъяснит ему, что выполнение подобных распоряжений чревато блокированием счета, и предложит какое-либо решение этой проблемы.
И все же не следует думать, будто швейцарские финансовые компании готовы при любых условиях выгораживать своих клиентов, закрывая глаза на любые операции. Председатель совета ТАВИС-Банка Дмитрий Чернявский отмечает: «Закон о противодействии отмыванию «грязных» денег, принятый в Швейцарии в 1999 году, предусматривает солидарную ответственность всех участников финансового рынка за работу с деньгами из криминальных источников. То есть финансовая компания так же, как и банк, может быть подвергнута судебному преследованию за операции с активами сомнительного происхождения».
Валерий Тутыхин отмечает удобство управления счетом через финансовую компанию с технической точки зрения: «Конфиденциальная информация в деловой переписке, как правило, шифруется с помощью программы PGP. Однако швейцарские банки отказываются принимать криптованные сообщения и расшифровывать их, желая оградить себя от ответственности за возможные ошибки. С финансовой компанией вы можете оговорить любые технические детали касательно обмена информацией».
Осторожность не бывает лишней. Если вы решили воспользоваться услугами независимых управляющих, следует учитывать риски, связанные с небольшими размерами финансовой компании, которой вы доверяете свои деньги. Обращаетесь ли вы в банк или в финансовую компанию, в любом случае вы не застрахованы на 100% от того, что менеджер может допустить ошибку или просто окажется непорядочным человеком. Если ошибка попадает под определение «грубая неосторожность» или «умышленное деяние» (gross negligence/willful misconduct), провинившийся банк теоретически можно привлечь к ответственности и взыскать с него потери. (Теоретически потому, что в действительности банки, принимая деньги в управление, заставляют клиента подписывать всевозможные документы, согласно которым все риски по инвестициям ложатся на вкладчика.) А финансовая компания скорее всего вообще не сможет ответить за убытки в миллионы долларов: ее активы окажутся для этого слишком малыми.
Необходимо помнить и еще один важный момент. Институт управляющих активами в Швейцарии не регулируется отдельным законодательством, если не считать законов, направленных против отмывания денег. Управляющая активами организация подлежит лицензированию и регулируется специальными законодательными актами лишь в некоторых случаях: например, если она одновременно занимается предоставлением банковских услуг или управляет инвестиционным фондом. Компания или физическое лицо, занимающееся исключительно управлением клиентскими активами, может называть себя asset manager и при этом не утруждать себя получением лицензии. Правда, существует саморегулируемая организация — Швейцарская ассоциация управляющих активами (Swiss Association of Asset Managers), в которую входят 300-350 независимых управляющих компаний. Ее членами был принят Кодекс этики, в котором, однако, не предусмотрено реальных механизмов контроля за участниками рынка. Такая дыра в регулировании на руку мошенникам разного калибра, которых следует опасаться.
Чтобы понять, стоит ли воспользоваться услугами той или иной швейцарской финансовой компании, нужно прежде всего выяснить, кто ее реально контролирует и какие функции она выполняет. Иначе вы рискуете нарваться, например, на компанию с основными интересами где-нибудь в Латинской Америке, дающую рекламу в России ради видимости диверсификации. Надо сказать, что за последние годы в Швейцарии появились компании, специализирующиеся на обслуживании российской клиентуры. Кроме того, крупные российские банки и холдинги сами создают подобные компании в Швейцарии, хотя по понятным причинам не афишируют этого.
Соберите о компании максимум информации: выясните, сколько у нее клиентов, кто входит в команду менеджеров, с какими банками она работает. Серьезная компания ответит на все эти вопросы, более того, по вашей просьбе она предоставит вам рекомендательные письма банков, на счетах которых держит основную часть клиентских активов. Нелишним будет проверить подлинность рекомендательного письма, обратившись непосредственно в банк. Приличный швейцарский банк не станет связываться с компанией, не получив достоверную информацию о репутации тех, кто за ней стоит.
Журнал «Финанс.» № 30 (6-12 октября 2003) — Опыт
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.