Кино
С 17 июля в столичный прокат выходит фильм Якоба Бергера «Чти отца своего». Картина о сложных, трагических взаимоотношениях двух поколений вызывает любопытство прежде всего тем, что главные роли — известного писателя Лео Шеперда, получившего долгожданную Нобелевскую премию, и его непутевого сына Поля, бывшего наркомана, — играет семейный дуэт Жерара и Гийома Депардье. Картина эмоциональна и драматична. Герои постоянно находятся на грани нервного срыва, потому что момент истины оттягивать больше нельзя. Поль выступает в роли истца, предъявляя отцу довольно внушительный счет. «Любишь ли ты детей?» — спрашивает он писателя, приобретшего мировую известность. Чтобы заставить отца себя выслушать, Поль похищает его. Со связанными руками, на заднем сиденье шикарного «Пежо» герой Жерара Депардье вынужден выслушать исповедь сына о сильнейших психологических травмах, которые тот получил в раннем детстве. Пренебрежение отца, всецело поглощенного творчеством, и его несдержанность порождают в ребенке страх, который перерастает в желание делать все назло, вызывая гнев и раздражение Лео. Страх становится второй натурой Поля, и, повзрослев, он пытается уйти от него с помощью наркотиков. Третье действующее лицо в семейной драме — сестра Поля Вирджиния. Жизнь этой своенравной и истеричной особы в блестящем исполнении Сильвии Тестюд тоже отмечена влиянием отца. Фактически она становится его рабыней, которая ведет все его дела, посвящая этому себя целиком.
Все обиды и обвинения будут высказаны вслух. Но у Лео Шеперда своя правда. Он — писатель, который всецело, абсолютно отдает себя творчеству. Он живет своими книгами, растрачивая на них все свои душевные силы. «Имеем ли мы право требовать от такого человека быть при этом хорошим отцом, хорошим мужем и хорошим садовником? Нет, не можем. К несчастью для его детей, он прежде всего думает о своем творчестве», — говорит режиссер фильма Якоб Бергер, для которого эта картина во многом является автобиографической.
Одновременно с картиной «Чти отца своего» в Москве пройдет и премьера нового фильма Алана Паркера «Жизнь Дэвида Гейла». Профессор Техасского университета Дэвид Гейл (Кевин Спейси) — человек идейный. Он посвящает себя борьбе за отмену смертной казни. Но по иронии судьбы (а точнее, по велению сценариста Чарльза Рэндолфа) он сам оказывается за решеткой в ожидании высшей меры наказания. Он обвиняется в изнасиловании и убийстве своей напарницы Констанции Херреуэй (Лора Линни), и все улики говорят против злополучного профессора. Аргументы обвинения усиливает еще и тот факт, что Гейла уже однажды привлекали к суду за изнасилование бывшей студентки, исключенной из университета. Впоследствии, правда, обвинение оказалось ложным, но репутация доктора Гейла была безнадежно испорчена.
Дело Дэвида Гейла получает общественный резонанс и привлекает внимание прессы. Молодая и энергичная журналистка Битси (Кейт Уинслет), работающая в журнале News, берет интервью у подсудимого, которого через четыре дня ждет электрический стул. Он рассказывает девушке о своей жизни и убежденно заявляет, что его подставили. Постепенно в это начинает верить и Бетси. Она решает провести независимое журналистское расследование и вскоре вычисляет убийцу. Но до приведения приговора в действие остается несколько часов…
Этот сюжет — кинодебют сценариста Чарльза Рэндольфа, который является профессором философии и преподает в Венском университете. Бюджет картины составил $50 млн.
«Семейка Роуз» — черная комедия французского режиссера Франсиса Паллюо, в которой жертвы и преступники неожиданно меняются местами. Пока длится перевозка из больницы в тюрьму, двое гангстеров успевают сбежать. Они решают укрыться в милом домике, в котором проживают супруги Роуз, празднующие в этот вечер свою фарфоровую свадьбу. Вместо того чтобы тихо и мирно отмечать семейное торжество, они оказываются в заложниках. Но экстремальная ситуация выявляет скрытые в них дурные наклонности. Очаровательное семейство Роуз довольно быстро уясняет: что бы они ни совершили, при данных обстоятельствах это будет считаться оправданным. Это развязывает им руки, и вот они уже готовы на предательство, измену и даже убийство.
«Семейка Роуз» — это фильм о том, как под маской внешней благопристойности скрываются самые низменные инстинкты. Роуз — это «среднебуржуазная семья, довольная собой и своим положением, — характеризует Франсис Паллюо своих героев. — Мать «отдает себя» работе с детьми-аутистами в качестве социального работника. Отец торгует винами. Супруги любят друг друга уже 20 лет. Их дети талантливы. Вот только им очень скучно. Они пленники в своей золотой клетке, в которой их жизнь крутится по замкнутому кругу. В них дремлет дикарь, который в конечном счете просыпается». В ролях: Кароль Буке, Андре Вильмс, Мишель Дюшоссуа, Жан Дюжарден, Лоран Дойч.
Выставки
8 июля в Государственном историческом музее открылась выставка «Шарль де Голль», рассказывающая о жизни этого выдающегося политического деятеля, которого во Франции почитают наряду с Жанной д’Арк.
Шарль де Голль родился в Лилле 22 ноября 1890 года. Он вырос в состоятельной католической семье — его отец, Анри де Голль, был преподавателем философии и истории в Иезуитском коллеже на улице Вожирар. Экспозиция охватывает годы учебы в военном училище Сен-Сир, где за высокий рост и заносчивый характер его окрестили «длинной спаржей»; события Первой мировой войны — ранение и плен и попытки бежать из плена, которые де Голль предпринимал целых пять раз. И все же тематический акцент организаторы выставки делают на период Второй мировой войны, представляя вниманию зрителей материалы о французском авиаполке «Нормандия — Неман», который был создан по личной инициативе де Голля. Гвоздь экспозиции — самолет «Як-3», подаренный генералу Иосифом Сталиным. Он не только представляет собой историческую ценность, но и является истинным раритетом: подобных самолетов в мире осталось всего два. Другой примечательный экспонат — оригинал Конституции 1958 года, который выставляется впервые. Выставка продлится до 15 октября.
Черный квадрат меняет очертания, вытягивается и перевоплощается в «Черный прямоугольник» Эдуарда Гороховского. Так по крайней мере называется выставка этого знаменитого художника-концептуалиста, которая проходит 17-27 июля в Государственном центре современного искусства и представляет собой серию из 48 работ (акрил на черной бумаге), написанных в Германии за последние годы.
В начале 70-х годов Гороховский встретился с художником Виктором Пивоваровым, который познакомил его с кругом живописцев, вошедших в историю новейшего искусства как «Группа Сретенского бульвара» (именно там располагались художественные мастерские). Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Эдуард Шнейнберг — всех этих столь разных художников объединяло неприятие соцреализма и поиск нового языка в живописи. Гороховский стремился к столкновению стилей и материалов, его интересовал «принцип конфликтности», который он осуществлял, скрещивая фотографию с традиционной картиной. Сегодня московский концептуалист ищет новые изобразительные возможности освоенной техники. По словам искусствоведа Маргариты Тупицыной, «недавние рисунки на черной бумаге фиксируют момент, когда Гороховский решается засветить ту самую пленку, которую он методично проявлял и проверял. Черные листы бумаги — метафора засвеченных кадров, которых может быть сколько угодно, так как засветить пленку намного проще, чем ее проявить».
С 14 июля по 10 августа в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка рисунков Джакомо Кваренги под названием «Гармония вкуса». Знаменитый архитектор родился в окрестностях Бергамо (Северная Италия) в 1744 году. Изучавший искусство Венеции, впитавший в себя принципы зарождавшегося в Риме неоклассицизма, в 1779 году он был приглашен императрицей Екатериной II в Россию, чтобы пополнить список великих итальянцев, без которых архитектурный облик обеих столиц был бы совсем иным. В Петербурге Кваренги спроектировал более 40 дворцов и общественных зданий, загородных резиденций и роскошных особняков. В Москве из творений великого зодчего сохранились Екатерининский дворец в Лефортове, Странноприимный дом на Садовой, в котором ныне находится Институт им. Склифосовского, и здание Гостиного двора на Ильинке (последнее, впрочем, недавно претерпело довольно ощутимую реконструкцию).
Архитектурные проекты Кваренги — это одновременно и виртуозные графические рисунки: в них ощущается объем, создается пространство, а детали выписаны со скрупулезной тщательностью. Любопытно, что в зрелые годы своего творчества Кваренги зачастую даже не пользовался линейкой, проводя точные линии чертежей прямо от руки.
Книги
«Сама потребность взяться за перо лежит, думается, в душе растревоженной. Трудно найти другую побудительную причину, чем ту, что заставляет человека, знающего что-то, поделиться своими знаниями с другими людьми». Эти слова, принадлежащие Василию Шукшину, приводит Тамара Пономарева в своей книге «Потаенная любовь Шукшина», которая вышла недавно в издательстве «Эксмо».
Пономарева, лично знавшая знаменитого писателя, актера и режиссера, рассказывает о его детстве и любви к первой жене — Марии Шумской, о годах учебы во ВГИКе и работе над фильмом «Калина красная», о романе с Викторией Софроновой, приводит трогательные письма к матери. Она проецирует детские воспоминания, памятные встречи, поворотные события в жизни Шукшина на его писательское и кинематографическое творчество.
Роман-биография Татьяны Пономаревой складывается из череды эпизодов, из, казалось бы, незначительных деталей, которые постепенно прорисовывают образ Шукшина, как бы приближая и укрупняя его. И кажется он предельно искренним, когда в минуту растерянности, незадолго до смерти пишет: «Не так — не кто умнее, а — кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно — до отчаянья и злости — не могу понять: а в чем Истина-то?»
Журнал «Финанс.» № 18 (14-20 июль 2003) — Личное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.