Почти эйфория

На минувшей неделе состоялась церемония закрытия «Кинотавра», краткая и суховато-деловитая. Новые владельцы фестиваля еще раз доказали, что на сочинском форуме наступили другие времена: и шествие по звездной дорожке, и раздача призов очевидным фаворитам, как это бывало раньше, — отнюдь не главное. А важно само кино и его жаркое обсуждение на «круглых столах», кинорингах и светских вечеринках. Оценки организаторам по итогам форума даже въедливые критики и независимые продюсеры-острословы поставили высокие. По мнению большинства специалистов, «Кинотавр» резко изменился и стал наконец-то национальным фестивалем европейского уровня. И главным доказательством тому послужила яркая, сильная, грамотно выстроенная программа основного конкурса.

Из 15 картин ни одна не попала в неприятную категорию «провальная», даже «Вольный перевод», самая слабая, по мнению критиков, лента смотра, созданная дебютанткой Еленой Хазановой. Минусы фильма очевидны — зияющий многочисленными пустотами и несостыковками сценарий, клишированная игра звезд. Но с другой стороны — попытка рассказать очень важную, давно не затрагиваемую в нашем кино историю взросления и поисков самоидентификации, а также подающая надежды молодая актриса Юлия Батинова в главной роли. И эта вполне годная для просмотра картина была для «Кинотавра» нижней планкой. Фильмов же, ставших на фестивале событием, вызвавших полярные эмоции, так и не поддавшихся однозначному критическому препарированию, было пять. Как ни странно, все они были отмечены призами — жюри обычно не бывает столь чутким.

Гротескная, смешная и страшная картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» о страхе жить и аморальности молодого поколения неожиданно для многих была объявлена лучшей. В былые годы смелые эксперименты не находили отклика в душах членов жюри, настроенных вполне традиционно. А здесь — яростный многоминутный матерный монолог, демонстрация обнаженного мужского тела и цинизм как действенное средство от ужаса бытия. Можно сказать, что самый востребованный российский театральный режиссер прошел кинокрещение.

До последнего в фаворитах «ходил» «Живой» Александра Велединского — о жизни после чеченской войны и быстрой смерти как единственно возможном и «правильном» выходе после пережитого. Одни называли картину истинно христианской, другие — порочной и лживой. Жюри же наградило ее поощрительным призом в номинации «Лучший сценарий». Также вполне вероятной была победа камерной, печально лиричной мелодрамы «Мне не больно» Алексей Балабанова. Но в итоге сыгравших в ней Ренату Литвинову и Александра Яценко наградили как лучших актеров. Авангардную ленту привез на фестиваль Борис Хлебников — это его первая самостоятельная полнометражная картина («Коктебель» он делал на пару с Алексеем Попогребским). Статичное кино о провинциальных, бесцветных, бездейственных буднях, абсурдных до смешного и недраматичных до тоскливости, получило приз за режиссуру. Единственный фильм, который однозначно заслуживал лучшей фестивальной участи, — «Эйфория» Ивана Вырыпаева, драматурга, театрального режиссера и актера, впервые сделавшего кино. Изумительно снятая история внезапной страсти и расплаты за невольный грех потрясает, как античная трагедия. Таких красивых фильмов в России, кажется, еще не снимали. Призов на «Эйфорию» не хватило, но, видимо, желая побороть навязчивое ощущение учиняемой несправедливости, жюри решило выдать Ивану Вырыпаеву специальный диплом.

Такая высокая концентрация удачных киноработ вряд ли может быть счастливой случайностью — российский кинематограф потихоньку пробуждается от многолетней спячки. И очевидно, что это главный итог «Кинотавра».

Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Отдых
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.