Режим наименьшего благоприятствования
На заседании «круглого стола», посвященном вопросам таможенного регулирования, гендиректор волжского завода «Ариада» (производство торгового холодильного оборудования) Виктор Васильев заявил, что на региональных российских таможнях происходит занижение стоимости импортных товаров примерно на треть. По его словам, из этой суммы около 8-10% идет на взятки таможенникам. Как считает Виктор Васильев, поток «серого» импорта через границы не остановит и новый Таможенный кодекс, который вступает в силу 1 января 2004 года. «Серые» схемы таможенной очистки не позволяют отечественным производителям конкурировать на внутреннем рынке с импортерами, несмотря на то, что многие российские товары не уступают по качеству западным образцам.
Примечательно, что в работе «круглого стола» приняли участие представители ГТК России и принципиальных возражений на претензии гендиректора «Ариады» они не выдвинули. Исполняющий обязанности заместителя начальника Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России Сергей Шурыгин заявил только, что как раз новый Таможенный кодекс, предусматривающий ужесточение контроля за перемещаемыми через границу товарами, позволит более эффективно защищать отечественных производителей. Чиновник заявил, что сейчас таможенникам уже удалось заметно сократить «серые» схемы импорта алкоголя и медикаментов.
О высокой взяткоемкости российских правил таможенного регулирования, принципиально отличающихся от действующего порядка таможенного контроля в западных странах, известно не только отечественным производителям, но и чиновникам в ГТК и правительстве. А методы экономической политики Белого дома, формально направленные на защиту внутреннего рынка, чаще всего приводят к противоположным результатам. Например, затягивание введения заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок в прошлом году резко увеличило их импорт. В свою очередь затоваривание рынка старыми автомобилями западного производства вызвало сокращение выпуска на предприятиях отечественного автопрома. В постановлении Правительства РФ от 26 июля 2002 г. № 456 были увеличены таможенные пошлины на импортные компрессоры для холодильного оборудования. Но пошлины на ввозимые готовые изделия, на которых установлены холодильные компрессоры и испарители, остались прежними. В результате доля российских производителей, использующих западные комплектующие в производстве, сократилась на внутреннем рынке на 5-7%.
Пишите письма, Леша
Как это ни странно, но последнюю медвежью услугу кабинета министров, оказанную российским холодильщикам, решили хотя бы частично компенсировать именно в ГТК. Зампредседателя ГТК России генерал-лейтенант Алексей Каульбарс 15 ноября 2002 года направил в региональные таможни письмо, оказавшееся в распоряжении редакции. В документе даны подробные указания по методике определения таможенной стоимости ввозимого холодильного оборудования. В письме приведен перечень ведущих западных производителей, примерные цены ведущих компаний-импортеров по всей номенклатуре изделий, даны практические рекомендации, вплоть до списка литературы по рассматриваемому вопросу. То есть, чтобы «заткнуть дыры» в действующем кодексе, из ГТК направили в региональные таможни фактически подробную инструкцию по борьбе с «серым» импортом. Однако на работу некоторых региональных таможен циркулярное письмо зампреда ГТК не произвело никакого впечатления. Уже в апреле нынешнего года таможенный комитет провел оперативный мониторинг средней стоимости ввозимого холодильного оборудования по подведомственным таможенным управлениям (см. таблицу). Результаты мониторинга поразили даже самих чиновников центрального аппарата. Выяснилось, что таможенная стоимость одних и тех же видов торгового холодильного оборудования в различных региональных управлениях отличается в несколько раз. Лидерами занижения стоимости импортируемого оборудования оказались таможенники Приволжского, Дальневосточного и Центрального управлений. Суммарные результаты оценки одного и того же товара во всех без исключения управлениях не совпадали ни по одной позиции. Соответственно отличались и суммы таможенных сборов в бюджет по этим группам товаров. Даже с учетом разницы в стоимости оборудования компаний-производителей факт использования импортерами административного ресурса на пунктах таможенной очистки был, таким образом, документально подтвержден самим же ГТК. По данным Управления собственной безопасности (УСБ) ГТК, в первом квартале 2003 года на основании материалов УСБ ГТК возбуждено 47 уголовных дел по обвинению в коррупции. Это составляет 92% от общего количества уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников таможен. Получается, что только ГТК принадлежит эксклюзивное право регулирования уровня коррупции в собственных подведомственных структурах. Понятно, что в подобных тепличных условиях можно позволить себе роскошь документальных свидетельств коррумпированности «отдельных таможенных управлений».
Контрабандист должен сидеть в тюрьме
С введением в действие нового кодекса таможенные органы получат статус еще одной силовой структуры. Их представителям делегируются полномочия контроля за свободным обращением уже ввезенного на территорию РФ товара. Таможенники получают право требовать любую коммерческую информацию о деятельности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Так же, как представители МВД и прокуратуры, они смогут проводить проверки с пресечением сопротивления проверяемых, блокировкой расчетных счетов и приостановлением деятельности участников ВЭД. Между тем в соответствии с нормами ВТО, членом которой Россия вскоре собирается стать, фискальные и правоохранительные функции должны быть отделены от таможенных органов. Однако в новом кодексе перед таможенниками ставятся прямо противоположные задачи.
В Управлении тарифного и нетарифного регулирования ГТК творческий подход региональных управлений в оценке стоимости товаров оправдывают невозможностью оперативных проверок действий персонала. В самом деле, наладить эффективный контроль за работой региональных управлений по 11 тыс. наименований товаров практически невозможно. Большие надежды в ГТК возлагают на новый Таможенный кодекс, который, как ранее рассчитывали, будет законом прямого действия и избавит чиновников от вольной трактовки методов таможенного регулирования. Однако новый кодекс, уже подписанный президентом, мало чем отличается от действующего. Его положения подразумевают разработку многочисленных подзаконных актов и инструкций, которые можно с успехом использовать для привлечения административного ресурса. По оценкам специалистов Института финансовых исследований, около 100 статей кодекса потребуют принятия ведомственных приказов и инструкций ГТК. Этого, собственно, и добивались главные проводники тарифной политики государства в регионах. Если бы был принят закон прямого действия, функции чиновников были бы значительно сокращены. А ГТК стал бы одним из первых кандидатов на конкретные прикладные исследования организаторов административной реформы.
Импорт холодильного оборудования в РФ (с 30.11.02 по 12.03.03)
Таможенный органКол-во ед.Общая оборудования, шт. стоимость, $Объем, кг$/кгВсего: 9696 506 9202 417 2432,69Дальневосточное таможенное управление4446625271,76Приволжское таможенное управление2151 148 712615 9551,86Северо-Западное таможенное управление3422 904 338897 0103,23Уральское таможенное управление512 83444652,87Центральное таможенное управление3852 185 653838 0682,6Южное таможенное управление15169 12354 8363,08
Источник: ГТК России.
Журнал «Финанс.» № 20 (28 июль-03 август 2003) — Экономика
Александр Кривцов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.