Базовая ставка НДС будет снижена с 20 до 18% с сохранением льготной 10-процентной ставки для ряда социально значимых товаров. В результате уже в 2004 году в распоряжении предпринимателей останется 100 млрд рублей. На перспективу ставится задача с 2006 года снизить НДС до 16%, а льготы отменить. Правительство рассчитывает, что предприятия будут направлять высвобожденные средства на инвестиции, что обеспечит дополнительный экономический рост в размере 0,5-1% ВВП уже в ближайшие три года. Одобренные правительством предложения предусматривают также снижение с 2005 года базовой ставки ЕСН с 35,6 до 26%. Общая налоговая нагрузка на экономику страны в 2004 году снизится на 1,75% ВВП.
Бюджету снижение налогов обойдется в 300 млрд рублей. Отчасти за реформу заплатит ТЭК: вырастет налог на добычу углеводородного сырья. Кроме того, с 2004 года досрочно прекратят действие налоговые льготы российских офшорных зон. Тем не менее в ближайшие два-три года после введения новой налоговой системы решать проблему дефицита бюджета придется за счет сокращения непроцентных расходов. Впрочем, пока планируется сократить расходы лишь на 0,46% ВВП. Если же правительству так и не удастся добиться заметного снижения расходов, покрывать урон, который нанесет бюджету налоговая реформа, придется за счет средств стабилизационного фонда. По подсчетам экспертов, если эффект от налоговых послаблений несколько запоздает, то средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы позволят поддерживать российскую экономику на плаву как минимум полтора года.
Правда, некоторые эксперты опасаются, что ожидаемого роста инвестиций может так и не последовать. Несмотря на снижение налогового бремени, конкурентоспособность российской экономики остается на низком уровне. А значит, в случае ухудшения экономической ситуации высвобожденные средства могут вновь «уплыть» в офшоры.
Журнал «Финанс.» № 9 (28 апреля — 04 мая 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.