В «Ренессанс Групп» стартовала первая образовательная программа. За тридцать конкурсных мест в новоявленной «Академии» боролись 637 молодых людей из России, Украины, а также выпускники американских, канадских, венесуэльских и английских высших школ, владеющие русским языком. На рынке это вызвало некоторое удивление: от компании, предпочитавшей перекупать готовых специалистов в больших количествах, такого шага не ожидали. Хотя один из участников рынка высказал мнение, что желание ковать кадры всего лишь очевидный признак выхода на «этап конвейерного производства». Сначала требовались готовые «супермозги» – люди, разрабатывавшие уникальные продукты, потом «суперорганизаторы», поставившие производство на поток, теперь вот появилась необходимость в огромном числе «статистов». Однако, по словам рекрутеров, для решения тривиального вопроса нехватки неквалифицированной рабочей силы подобные дорогостоящие проекты обычно не затеваются. «Ренессанс» позиционирует «Академию» ни больше ни меньше как «программу мирового класса, созданную специально для воспитания нового поколения ведущих инвестиционных банкиров, желающих специализироваться на динамичных и перспективных развивающихся рынках России, Украины, Казахстана и стран Африки, расположенных к югу от Сахары». Причем директор по рекрутменту «Ренессанс Групп» Карл Францманн лично обещал достойную работу всем выпускникам программы.
Вообще рекрутерами замечен необычный всплеск активности инвесткомпаний на рынке труда молодых специалистов. «Еще год назад наши клиенты Citigroup и Deutsche Bank, для которых мы реализуем проекты по подбору выпускников, фактически находились вне конкуренции и были уверены, что отобранные кандидаты придут именно к ним, – рассуждает партнер компании Graduate Наталья Васильева. – Ситуация изменилась. Теперь у кандидатов есть возможность выбирать работодателя».
Традиционно предложения, от которых трудно отказаться, делали студентам и выпускникам представители «большой аудиторской четверки»: в их правилах было предлагать учебу и карьеру одновременно. «Видимо, расстановка сил начинает меняться, – развивает мысль руководитель департамента Graduate Recruitment кадровой компании «Контакт» Татьяна Ананьева. – Тем более молодежь очень подвержена «модным» тенденциям. После того как везде стали говорить о недостатке специалистов по IPO, а также в области Private Banking, и об их огромных вознаграждениях, многие студенты захотели делать карьеру именно в этих направлениях».
Количество желающих «попасть в бизнес» растет, отмечают и в «Тройке Диалог», где стажировки молодых специалистов проводят с 2001-го. «В прошлом году мы набрали 50 человек. Для того, чтобы оставить 120 стажеров в этом, нам пришлось прочитать более 2,5 тыс. резюме, – рассказывает начальник отдела по подбору персонала «Тройки Диалог» Татьяна Тихонова. – Как показывает практика, половина всех, кого мы обучаем, остается в компании. Причем нам нужны люди в самые разные отделы, в том числе и в бухгалтерию, и в продажи, и в PR. Среди наиболее популярных профессий – трейдеры, аналитики, портфельные управляющие, поэтому на эти позиции очень высокий конкурс».
Программы развития молодых специалистов – удовольствие не из дешевых. Но подобные вложения в долгосрочной перспективе многократно окупаются. Еще один плюс – вчерашние студенты обычно испытывают особый корпоративный восторг, который с возрастом и с многочисленными сменами работ как правило утихает. «Основной рынок труда, как нефть, – сравнивает Татьяна Ананьева, – готовые специалисты никогда не становятся дешевле. Можно бесконечно переплачивать за опыт, а можно вкладывать деньги в альтернативную электроэнергетику: наполнять инвестиционную отрасль новыми сотрудниками, не давая им уйти в аудит, консалтинг, банковское дело. Ведь люди, выбравшие профессиональную стезю, редко ее меняют».
Журнал «Финанс.» №29 (215) 30 июля — 5 августа 2007 — Карьера
Татьяна Юкиш
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.