Какая розница! Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006

По оценкам аналитиков Райффайзенбанка, размер рынка продуктовой розницы достигнет $274 млрд к 2010 году по сравнению с $113 млрд в 2005 году (среднегодовые темпы роста — 19%). За этот же период доля организованного формата в розничном товарообороте увеличится с 21 до 41%, что соответствует среднегодовым темпам роста торговых сетей в 36%.

У большинства торговых сетей, представленных в «Финанс-500», динамика роста превысила «нормированные» 36%. Хотя есть и исключения. Например у «Пятерочки» рост продаж составил всего 20,7%. И вполне естественно, что по итогам 2005 года крупнейшей компанией в продуктовой рознице стал «Магнит», увеличивший чистую выручку на 82,7% до 44,7 млрд рублей.

Кроме того, краснодарская компания стала третьей розничной сетью после «Седьмого континента» и «Пятерочки», разместившей акции на бирже. В числе кандидатов на продажу бумаг в течение года находятся «Копейка», холдинг «Марта» и «Дикси», дальний резерв — «Лента» и группа «Виктория».

Если вернуться к теме лидерства в продуктовой рознице, то необходимо заметить, что по итогам 2006 года «Пятерочка» скорее всего обойдет «Магнит», так как в ее отчетности будут консолидированы финансовые показатели «Перекрестка». Слияние сети супермаркетов, подконтрольной «Альфа-групп», и «Пятерочки» претендует на звание сделки года в отрасли. В объединенной компании мажоритарным совладельцем стали Михаил Фридман и его партнеры. Акционеры — основатели «Пятерочки» сохранили за собой немногим более 20% бумаг, а полученные денежные средства направили на развитие сети гипермаркетов «Карусель» (у «Пятерочки» есть опцион на покупку компании в 2008 году).

Сети-электроники. У компаний, торгующих бытовой электроникой или (и) цифровыми устройствами, существенных изменений в иерархии нет. Есть два лидера — «Эльдорадо» и «Евросеть», которые превосходят ближайших конкурентов по объему продаж в несколько раз. В случае продавцов бытовой электроники разрыв увеличился за счет опережающего роста крупнейшей сети. Выручка «Эльдорадо» в 2005 году выросла на 41,6%, «М.видео» — на 22,8%, «Техносилы» — на 16,5% и «Магазины электроники Мир» — на 25,8%.

У «Евросети» также самая лучшая динамика развития среди компаний, торгующих цифровыми устройствами. Прирост выручки формируется не только за счет открытия новых салонов и продажи более дорогих телефонов, но и покупки конкурентов. В 2005 году «Евросеть» приобрела «Техмаркет», в этом году — «Ультра стар».

Факторы быстрого роста торговли

— В рознице не требуются значительные капитальные инвестиции или же сложные технологические инновации для расширения своей деятельности.

— Перед торговыми компаниями остро не стоят проблемы недостаточности инвестиций в основной капитал и его быстрого морального устаревания.

— Ослабление позиций внутренних производителей (как результат дальнейшего укрепления рубля) не является прямой угрозой розничной торговле. Потребительский спрос может быть удовлетворен за счет импорта, что напрямую не сказывается на активности торгового посредничества.

— Возможность финансирования своего развития за счет поставщиков. Торговые сети могут получать отсрочку по расчетам с поставщиками в среднем на срок один-два месяца. В то же время период оборачиваемости запасов в среднем по отрасли розничной торговли меньше оборачиваемости кредиторской задолженности и составляет около месяца.

— Динамика розничных продаж достаточно диверсифицирована. Активность торговых компаний в меньшей степени определяется процессами в отдельных отраслях и сегментах потребительского рынка.

— Независимо от состояния экономики и качества экономической политики продуктовые розничные сети всегда имеют возможность конкурировать за спрос на товары первой необходимости.

Источник: Райффайзенбанк

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Петр Снегирев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.