Амнистию подправили

В августе нынешнего года Минфин, выполняющий задание президента, представил в правительство проект «амнистии капиталов» — упрощенного декларирования «сбежавших» некогда средств граждан. Документ предусматривал возможность перевода средств, лежащих на зарубежных счетах, в российские кредитные организации с предварительной подачей налоговой декларации и уплатой 13-процентного налога. После этого, по мнению разработчиков проекта, граждане могли не опасаться налоговиков и свободно распоряжаться «обеленными» средствами. Однако законопроект был раскритикован и отправлен на доработку.

Спустя два месяца Минфин представил «улучшенную версию». По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, граждане получат возможность задекларировать свои доходы, заплатив с них 13% (хотя ранее говорилось о возможном снижении ставки), при этом вносить деньги на счета российских банков не является обязательным условием. Кроме того, как и было обещано, задекларировать и легализовать можно не только средства, лежащие в банке, но и вложенные в недвижимость.

По словам экспертов, новый вариант более либерален по сравнению с предыдущим, правда, некоторые аспекты амнистии продолжают вызывать обеспокоенность. «В данном виде амнистия освобождает компании и граждан только от ответственности по налоговым преступлениям, но не дает никаких объяснений относительно преследования по другим нарушениям (к примеру, в валютной или таможенной сфере). Вследствие этого не думаю, что, если проект преобразуется в закон, это вызовет массовое декларирование некогда «убежавших» капиталов. Гораздо больше средств в свое время вернулось в виде доплаченных налогов (около 100 млрд рублей) после дела «Юкоса»»,-считает руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.

По мнению президента Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, в законопроекте необходимо подробно прописать, от чего освобождается «амнистируемый» бизнесмен, а сама амнистия, по его мнению, «это скорее механизм, который предотвращает последующий уход средств, чем немедленный возврат». «Это больше амнистия внутренняя, чем для возвращающегося капитала. По моим наблюдениям, с возвратом средств сложностей нет — опознать их происхождение практически невозможно»,-считает Леонид Григорьев. Вызывает сомнения и необходимость 13-процентной налоговой ставки, особенно если цель амнистии — не дополнительный сбор средств в бюджет, а установление доверия между государством и бизнесом.

По мнению юриста компании Legas Андрея Зеленина, амнистия будет выгодна прежде всего тем, кто намерен инвестировать в отечественную экономику «неработающие» средства, лежащие сегодня в зарубежных банках или офшорах. Правда, по мнению других аналитиков, маловероятно, что амнистированные средства будут полноценно использоваться в России. Учитывая высокий уровень доходности, уже сегодня большая часть денежных средств российских и иностранных инвесторов «работает» в России, в то же время заработанная прибыль, как правило, без уплаты налогов выводится за границу. То есть ни российские, ни иностранные инвесторы не готовы к долгосрочным вложениям. Виной тому в большей степени высокие экономические и политические риски, а также «террор налоговых органов», прекращение которого для бизнеса намного важнее любых амнистий.

Журнал «Финанс.» № 38 (128), 17-23 октября 2005 — Экономика
Александр Потапов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.