Частная дума Олега Анисимова. Barclays повезло: календарь не на его совести.

Британский Barclays приобрел Экспобанк, № 78 в рейтинге «Ф.», за $745 млн. Цена соответствует коэффициенту в четыре собственных капитала. Теперь вопрос на засыпку: смог бы Barclays за пару лет создать в России нечто большее? Думаю, да. Если те же деньги пустить на развитие бизнеса с нуля.

Обычно иностранцев прельщает широкая сеть. Экспобанк предпочитал развивать ее путем создания кредитно-кассовых и операционных офисов, которых насчитывается 27 штук. Только в Петербурге и Чебоксарах у банка есть полноценные филиалы. Есть еще шесть отделений в богатой Москве, что, безусловно, большой плюс для Barclays.

Ну и немалую роль, видимо, сыграла фантастическая сеть банкоматов. В декабре «Ф.» публиковал соответствующий рейтинг; в нем Экспобанк занял 18-е место с показателем 520 кэш-машин, обогнав гораздо более мощные кредитные организации, такие как МДМ-банк, Номос-банк, МБРР, «Траст» и другие.

Розничная инфраструктура у Экспобанка весьма серьезна. Однако ее эффективность вызывает вопросы. Масштабы работы с населением, мягко говоря, не впечатляют. Судите сами. В 2007 году банковская система активно наращивала розничный бизнес. 263 из 400 крупнейших банков России продемонстрировали прирост средств частных лиц в 25% и более. 59 банков более чем вдвое увеличили эту строку пассивов.

В кредитовании граждан налицо еще более серьезный рост. 104 банка как минимум вдвое утяжелили соответствующие портфели. Удивительно, но у Экспобанка мы видим падение по обоим показателям. На 1 января 2008 года в банке было всего 4,77 млрд рублей, принадлежащих гражданам. Падение на 16% за 2007 год.

Кредитный розничный портфель еще скромнее – 2,47 млрд руб. Он ужался на 12% несмотря на то, что у Экспобанка действует весьма конкуренто-способная ипотечная программа: 10-летний кредит в долларах под покупку жилья на вторичном рынке сейчас можно получить под 9,25% годовых. По крайней мере, так написано на сайте. На этом фоне уменьшение розничного бизнеса сюрреалистично.

Возможно, только западный собственник способен изменить ситуацию. Посмотрим на шаги Barclays. Что точно сделают англичане – скорректируют корпоративную культуру, позволяющую банку дарить партнерам на Новый год календарь, на котором изображены полуголые сотрудницы. Девушки, конечно, симпатичные, но если такой календарь выпустит какой-нибудь иностранный банк, его, безусловно, заклюет общественность. Это будет воспринято как дискриминация по половому признаку: мол, кроме округлостей, женщинам показать нечего.

Так что Barclays повезло: календарь не на его совести.

Журнал «Финанс.» №10 (245) 10 марта — 16 марта 2008 — Частная дума

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.