Как варился успех. 20-31 декабря 2004 — Дорогие товарищи Олег АНИСИМОВ

ТАЙМУРАЗ БОЛЛОЕВ решил покинуть пост президента пивоваренной компании «Балтика». 13 лет его работы в компании — история настоящего успеха, повторить который будет под силу очень немногим. Чего же и как добился этот осетин?

В начале 90-х годов только что введенный в строй пивзавод «Балтика» был аутсайдером пивного рынка Петербурга и выпускал только советские сорта, такие как «Жигулевское», «Рижское» и «Адмиралтейское». Летом 1991 года компанию возглавил 39-летний Таймураз Боллоев. В 1992 году он запустил на рынок несколько сортов пива «Балтика». Это стало первым успехом директора завода: продажи «Балтики» стали быстро расти даже на фоне уменьшения пивного рынка России.

ВТОРЫМ СУДЬБОНОСНЫМ ШАГОМ Таймураза Боллоева стало содействие приходу на «Балтику» стратегического инвестора. Им стал Baltic Beverages Holding (BBH), созданный в 1991 году на паритетных началах шведской Pripps и финской Hartwall для инвестиций в прибалтийские пивзаводы. В 1993-1996 годах BBH вложил в «Балтику» более $300 млн. Получив новое оборудование, Таймураз Боллоев стал быстро наращивать долю рынка. Продажи «Балтики» каждый год росли на десятки процентов. Но ставка только на один брэнд была рискованной. Поэтому глава «Балтики» принял третье концептуальное решение — развиваться вширь. Он стал запускать новые брэнды и региональные производства. «Балтика» переоборудовала купленные заводы в Туле и Ростове, а потом построила «с нуля» еще два — в Самаре и Хабаровске.

В региональной экспансии «Балтика» применила излюбленную холдингом BBH стратегию «локальных брэндов». Потребитель, не желавший пить петербургскую «Балтику», мог купить «Арсенальное», «Дон», «Самару» или «ДВ», а Таймуразу Боллоеву оставалось подсчитывать выручку. Кроме того, «Балтика» развивала собственную инфраструктуру: солодовенное производство, железнодорожный парк, сеть складов по всей стране. Это позволяло компании ни от кого не зависеть.

Конкуренты 10 лет ждали, когда же закончится взрывной рост «Балтики». И дождались: по итогам 2003 года компания выпустила пива всего на 0,6% больше, чем в 2002-м. Казалось, что «Балтике» придется прикладывать неимоверные усилия только для того, чтобы в этом году не рухнуть с достигнутой высоты — 1,6 млрд литров пива в год. Но Таймураз Боллоев переломил тенденцию: на порядок увеличив рекламные затраты, сменив дизайн и проведя несколько удачных акций, «Балтика» снова поразила конкурентов. Продажи компании в этом году должны вплотную подойти к 2 млрд литров. Контролируя более четверти рынка, «Балтика» сродни машине по печатанию денег. Ее годовая выручка приближается к $1 млрд, а чистая прибыль — к $150 млн. Рыночная капитализация компании превысила $2,1 млрд. Все эти цифры не могут не радовать держателя 75% акций — BBH, у которого из-за череды слияний теперь совсем другие совладельцы — британский Scottish & Newcastle и датский Carlsberg Breweries.

КАК ПРЕЗИДЕНТУ «БАЛТИКИ» удалось добиться, чтобы заводы в разных регионах работали как часы, а производимое ими пиво с легкостью продавалось? Во-первых, Таймураз Боллоев очень хорошо знает отрасль: профессиональный пивовар во главе предприятия оказался гораздо адекватнее, чем «красный директор» или менеджер-теоретик. Во-вторых, на «Балтике» четкая бизнес-структура. Например, стандартные требования оказалось гораздо легче внедрить при условии, что заводы являются филиалами, а не «дочками» основной компании. В-третьих, свою роль сыграл и авторитарный стиль руководства. Президента на «Балтике» не только уважают, но и до 14 декабря побаивались. В-четвертых, для сотрудников «Балтики» созданы очень комфортные условия: конкурентоспособные зарплаты плюс серьезный социальный пакет мотивируют людей на трудовую отдачу. Наконец, Таймураз Боллоев сам всегда работал на пределе сил… И устал. Он подал заявление об уходе и никому не говорит, чем планирует заниматься. Даже благодарный собственник до конца не понимает его поступок.

И. о. президента «Балтики» назначен 43-летний Антон Артемьев, который помогал BBH еще при приватизации «Балтики», а последние годы работал вице-президентом BBH в стокгольмской штаб-квартире. Я встречался с ним шесть лет назад, когда писал книгу о шведском бизнесе в России. Он произвел впечатление умного и осторожного человека. Замена явно неплохая, но Таймураза Боллоева «Балтике» все равно будет не хватать.

Журнал «Финанс.» № 48-49 (89-90) 20-31 декабря 2004 — Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.