Подгонка бизнеса

Внедрение комплексной информационной системы зачастую несет за собой полную перестройку структуры предприятия. А установка даже небольшого IT-решения всегда меняет работу одного из направлений деятельности. Помощь в настройке бизнес-процессов оказывают консультанты. По данным Oracle, на оплату их услуг обычно уходит 30% от всего бюджета внедрения. А аналитическая компания IDC оценивает объем российского рынка IT-консалтинга в 2005 году в $175 млн (увеличился на 25%). «К внедрению IT-системы прибегают, когда невозможно повысить эффективность управления организационными методами, – рассказывает Александр Слесаренко, первый заместитель генерального директора «БДО Юникон». – Или бизнес-процессы чрезмерно усложняются, например из-за роста компании. Делегирование полномочий требует соответствующего контроля».

Большинство проектов внедрения в российских компаниях связано с автоматизацией управленческой и финансовой деятельности. Эта сфера легче всего автоматизируется в силу небольшого числа отраслевых отличий. Кроме того, топ-менеджменту гораздо ближе управленческие процессы, нежели производственные. Менее значимые факторы финансовой направленности работ – предпродажная подготовка компании, особенно если речь идет об иностранном инвесторе. Встречаются случаи, когда проект стартовал после получения руководством информации о размерах хищений. Любой заказчик стремится провести внедрение как можно быстрее и дешевле. Еще одно правило – автоматизация должна проходить без перерыва в деятельности предприятия.

Точность – вежливость клиента. В первую очередь IT-консультант задает заказчику вопрос о целях, которые преследует проект. Здесь наиболее частый критерий – снижение усилий, например уменьшение количества времени принятия решения. Определение задач превращается в очень непростую процедуру. Часто клиент не в состоянии конкретизировать требования. И вникать во все тонкости его бизнес-процессов приходится консультанту. «Без четких стратегических целей и понимания сроков возврата инвестиций клиенту сложно решиться на дорогие внедренческие проекты», – размышляет Сергей Гаврилов, директор по развитию бизнеса группы AT Consulting. Конкретизация может занять до 5% от общего времени проекта внедрения. «Идеальный клиент при постановке задачи оперирует ключевыми показателями эффективности (KPI. – «Ф.») и представляет значения, которые может достичь предприятие в результате успешного внедрения системы», – говорит директор по консалтингу Oracle СНГ Михаил Сидоренко. Без четкого понимания целей могут увеличиться объем работ и общий бюджет проекта внедрения. «Один из наших клиентов поначалу настаивал на внедрении аналитического блока в качестве надстройки к существующим транзакционным системам, – делится опытом Александр Слесаренко. – Потом оказалось, что требуется включить и другие участки работы компании. Но у справочников в разных системах была разная структура. Потребовалось разработать более сложные интерфейсы, что привело к существенному удорожанию проекта».

После определения требований можно приступать к постановке задачи. Здесь огромную роль играют отраслевая специализация консультанта и наличие у него собственной методологии, в которой описываются способы внедрения новых процессов в сложившуюся структуру управления. Она охватывает все направления консалтинга и представляет собой типовые решения по большинству встречающихся задач. Качество и полнота методологии зависят от величины консультанта. Здесь крупные компании выглядят предпочтительнее их небольших коллег. Правда, проблема правильного выбора положений из методички ложится на непосредственного руководителя проекта. Тут необходимо обратить внимание на сертификацию консультантов. Существует несколько видов международных свидетельств: PMP, CPIM и ITIL. На практике бывает достаточно сертификации руководителя группы консультантов. Наконец, критерием выбора исполнителя служит возможность предоставления пакета услуг, включающего консалтинг, внедрение, обучение и последующую поддержку.

Выбор программных продуктов зависит от грамотности консультанта. Но окончательное решение принимает руководитель компании-клиента с учетом замечаний IT-директора. Как правило, они касаются технических возможностей. При выборе системы консультант обязан учесть имеющуюся IT-инфраструктуру. Или даже проверить возможности IT-решения на демонстрационном технологическом центре, сопоставить действующую модель с уже созданными отраслевыми решениями. Такой подход позволяет более точно оценить эффективность и стоимость проекта. У консультантов свои претензии к клиентам. По мнению исполнителей проектов, наиболее часто встречающийся недостаток – недисциплинированность. «Предпочитаю работать в регионах, – рассказывает Михаил Сидоренко. – Там люди более исполнительны, нацелены на решение реальных задач».

Костюм на вырост. Стандартное IT-решение в принципе не может «прийтись впору» реальной деятельности компании и лишь максимально приближается к ней. Систему приходится «подгонять по фигуре». Как правило, консультант предлагает изменить бизнес-процессы клиента под схему программного продукта. «Перекраивать» ПО гораздо дороже и сложнее. Но возможны исключения. Например, в крупной территориально распределенной компании изменение одного лишь шага в процессе принятия управленческого решения может повлечь за собой огромные расходы времени и средств. Тогда может быть дешевле и проще создать программные блоки под заказчика. Другой вариант, когда бизнес-процесс не прописан в системе. Но в то же время является конкурентным преимуществом клиента, связанным со спецификой его деятельности. И при отказе от этого бизнес-процесса сильно сократятся доходы. Тогда опять же дешевле дополнить IT-систему. Наконец, отечественные предприятия переживают период изменений или роста. Консолидируются активы, расширяется бизнес, меняются структуры управления и предоставления информации, постоянно меняется нормативно-правовая база. Сложно назвать область, в которой не было бы движения. Поэтому качественный консалтинг обязательно предусматривает возможность изменений и соответственно последующей незатратной адаптации внедряемых решений.

После внедрения системы желательно оценить эффективность проекта. Независимых методик не существует. Чтобы получить точное представление об эффективности, крупные компании-разработчики сами проводят исследования. Oracle Consulting использует специальную методику для мониторинга степени удовлетворенности заказчика на протяжении жизненного цикла проекта. Представители компании утверждают, что средний балл за 2005-2006 годы превысил «четверку» по пятибалльной шкале. Согласно исследованиям SAP, в 2005 году степень удовлетворенности ее клиентов колебалась в пределах 88-92%. На практике удовлетворительной оценкой консультант может считать предложение бывшего клиента о дальнейшем сотрудничестве. «Опыт ведения больших проектов формирует у заказчика «проектную культуру» и снижает риски при новых начинаниях», – говорит Сергей Гаврилов. Клиенту можно предложить иной подход: проект эффективен, если используется не менее 80% возможностей внедренной системы.

i

PMI (Project Management Institute – Институт проектного менеджмента) занимается разработкой стандартов в области проектного менеджмента и повышением квалификации специалистов. Проводит сертификацию PMP (Project Management Professional).APICS (American Production and Inventory Control Society – Общество по управлению производством и запасами) занимается теорией бизнес-процессов. Проводит сертификации по программе CPIM (Certified in Production and Inventory Management).ITIL (Information Technology Infrastructure Library – Библиотека инфраструктуры информационных технологий) представляет собой набор рекомендаций по организации IT-структур.

Журнал «Финанс.» № 30 (167) 7-13 августа 2006 – IT+финансы
Наталья Анищук

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.