ПАВЕЛ ЕПИХИН, начальник отдела маркетинга компании «Квартал»:
— Можно с уверенностью сказать, что представители российской элиты не готовы жить в помещениях, которые еще недавно были заводскими цехами. Покупатель хочет получить классические формы и интерьеры. Можно стилизовать жилье под заводское помещение, но тогда покупатель скорее всего выберет традиционную квартиру и с помощью элементов дизайна добьется желаемого результата. Жизнь в «индустриальном» помещении — лофте с трудом можно назвать комфортной, подобное жилье — пример эксклюзивного варианта. Потенциальные жильцы лофта — представители молодого поколения, для которых необычные внешние и внутренние характеристики здания более важны, чем комфорт в привычном представлении.
ЕКАТЕРИНА ТЕЙН, директор отдела жилой недвижимости Knight Frank:
— Лофт — это в чистом виде западное изобретение, вряд ли он подходит человеку консервативных убеждений. Это скорее апартаменты звезды шоу-бизнеса, известного архитектора или представителя рекламного бизнеса, то есть творческих людей, для которых личное пространство — необходимое условие образа жизни. У потенциальных девелоперов есть опасения относительно перспектив этого направления в России: здесь нет опыта по переоборудованию фабрик и промышленных предприятий в современные дорогие жилые комплексы, не отработаны процессы как на законодательном, так и на исполнительном поле деятельности. К тому же, учитывая степень эксплуатации предприятий в советский период, можно с уверенностью сказать, что практически на всей территории промышленных предприятий, выводящихся за пределы МКАД, понадобится замена почвы.
КИРИЛЛ СИВОЛАПОВ, коммерческий директор Leeds Property Group:
— Мы в нашей практике пока не сталкивались с проектами лофтов в Москве, хотя, вероятно, они рано или поздно появятся. Из многочисленных еще работающих и уже бывших фабрик и заводов, которые находятся на территории Москвы (в том числе в центре города), пригодных к подобному перепрофилированию мало. Технологии строительства и эксплуатации, развитие территорий вокруг них шли по качественно другому пути, нежели в США, где лофты популярны. В России девелоперу проще «переквалифицировать» такие объекты в офисные, эффективность чего уже доказана. Да и реализовать эти офисы проще, чем дорогие лофты.
АНДРЕЙ БАУДИС, начальник инвестиционного управления компании «Музей»:
— По моему мнению, в России у лофтов будущего нет, и это объясняется целым рядом причин. Во-первых, исторически сложилось так, что основная часть промышленных зданий в нашей стране была построена в советское время, и это огромные сборные конструкции из железобетона — сделать из них уютное жилье практически невозможно. Во-вторых, даже те постройки, которые можно было бы перепрофилировать под жилье, в советское время содержались в таком плохом состоянии, что приведение их в достойный вид стоит исключительно дорого.
ИРИНА ТАРАСОВА, генеральный директор R2 Group:
— То, что на рынке выдают за «лофт», — имеет просто стилевые элементы декора в интерьере. Площадь апартаментов должна быть не менее 600 кв. метров, в идеале — 1000 кв. метров, что делает жилье довольно дорогостоящим. Времена же, когда покупатели стремились укрепить свой престиж огромными площадями, прошли. Теперь они более взвешенно оценивают полезность жилых площадей, а также расходы по их содержанию. Наибольший интерес к индустриальному жилью будут проявлять молодые творческие люди в возрасте 27-35 лет. Однако стоимость таких апартаментов скорее под силу крупным представителям бизнес-элиты, чьи взгляды на недвижимость более консервативны. Поэтому срок их реализации может быть довольно большим, пока не появится покупатель, чей стиль жизни совпадает с финансовыми возможностями.
АННА ПЕШКОВА, ведущий менеджер проектов компании «Модус»:
— Впервые я узнала о лофтах еще лет шесть назад из статьи в одном модном глянцевом издании. Жить на фабрике казалось чем-то необычным и шокирующим. Я даже подыскала себе такой объект. Это «молочная кухня» моего детства, которая не работает уже 10 лет, — небольшое одноэтажное здание (около 300 кв. метров), почти без перегородок, с промышленной атрибутикой, оставшейся со времен расфасовки молочных продуктов. Я жила в надежде заработать на свой лофт, ведь это весьма недешевое приобретение. Но, к сожалению, моим мечтам не суждено сбыться из-за амбиций городской администрации, которая решила снести «молочную кухню» и построить на ее месте 20-этажное здание бизнес-центра.
Журнал «Финанс.» № 42 (132) 14-20 ноября 2005 — Недвижимость
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.